Кто победит в противолодочной войне: флот США модернизирует подводные лодки
Об этом свидетельствует принятое в прошлом месяце решение службы приобрести в рамках контракта с подразделением Lockheed Martin до 18 тыс. сонобуев AN/SSQ-125 на сумму 222,3 млн долл. Гидроакустические буи (или, как их еще называют, сонобуи) — высокочувствительные акустические плавучие приемники, которые помогают точно определять местоположение подводных лодок.
Противолодочная война является одним из наиболее засекреченных видов боевых действий, что делает инвестиции военно-морского флота особенно интересными. Желающие избежать обнаружения субмарины полагаются на непрозрачность Мирового океана, подкрадываясь к вражеским кораблям, прежде чем напасть на них из засады с помощью ракет или торпед. Современные подлодки способны атаковать цель, находясь полностью под водой, что делает невозможным их визуальное или радиолокационное обнаружение.
Противолодочные корабли находят субмарины по звуку, используя для обнаружения гидролокатор-сонар.
Один из способов — так называемый гидролокатор. Для обнаружения невидимых объектов здесь используется всплеск звуковой энергии, передаваемой через воду.
Вышедший на экраны в 1990 году американский фильм-триллер «Охота за «Красным Октябрем» сделал этот звук — «пинг» — знаменитым на весь мир. Когда звуковой импульс проходит через воду, он отражается от подводных объектов и возвращается в том направлении, откуда пришел, подобно бумерангу. Экипаж гидроакустической станции подводной лодки или противолодочного корабля анализирует сигнал гидролокатора, определяя, исходит ли он от вражеской подводной лодки. Подсчет времени, необходимого для возврата последовательности звуковых импульсов, также позволяет охотникам за субмаринами определить направление, в котором движутся вражеские подлодки.
Другой способ идентификации — с помощью самолетов, и он чрезвычайно эффективен. Воздушные охотники способны вести поиск на огромных расстояниях и быстро реагировать на сообщения о вражеских субмаринах. Однако у этого метода есть и недостаток: в отличие от надводных кораблей и подводных лодок самолеты не могут использовать встроенный гидролокатор, поскольку они перемещаются над поверхностью воды, а не под ней.
Вот тут-то и пригодятся гидроакустические буи. Плавающие датчики способны прослушивать океан и передавать данные пролетающим мимо самолетам.
Длинный тонкий буй является частью двухкомпонентной системы активного приемника воздушного развертывания (ADAR). Противолодочные самолеты P-3 или P-8, вертолет MH-60 Seahawk или даже надводный корабль сбрасывают гидроакустические буи AN/SSQ-101 и AN/SSQ-125 в попытке найти вражескую подводную лодку.
После сброса AN/SSQ-101 входит в воду и развертывает свою полезную нагрузку. Первым он выпускает плавучий передатчик, который качается на поверхности океана, пересылая всю нужную информацию ближайшим дружественным кораблям и самолетам. Затем сонобуй разворачивает звездообразный массив из 40 подводных микрофонов-гидрофонов, создавая подводный пост прослушивания. Такой массив гидрофонов позволяет не только определить расстояние до подводного объекта, но и дать точный пеленг на него.
Другая половина системы ADAR — сонобуй AN/SSQ-110A. Этот гидроакустический буй содержит два заряда взрывчатого вещества, две своеобразные миниатюрные глубинные бомбы. Только в их задачу входит не уничтожение подводной лодки, а генерация мощной звуковой волны в воде. На земле подобная технология используется в сейсморазведке для получения полезной геолого-геофизической информации, прежде всего для поиска новых месторождений нефти и газа.
Каждый раз, когда взрывается заряд, он посылает мощный импульс звуковой энергии через окружающую воду. Эти импульсы — особенно те, которые отражаются от вражеских подводных лодок, — улавливаются прослушивающим устройством AN/SSQ-101. Противолодочные самолеты и вертолеты обычно сбрасывают несколько сонобуев AN/SSQ-101, надеясь, что их данные помогут определить местоположение субмарины противника. Новейший AN/SSQ-125, пришедший на смену AN/SSQ-110A, применяет вместо зарядов взрывчатых веществ мощный электрозвуковой генератор.
Но, хотя более новые системы ADAR отказываются от мини-бомб в пользу электронных генераторов, принцип остается прежним. Противолодочная война — это игра в кошки-мышки, и иногда кошке нужно немного пошуметь, чтобы поймать шуструю добычу.