Кто дизайнер чёрных водолазок, которые всегда носил Стив Джобс
Стив Джобс практически всегда появлялся на публике в одной и той же одежде:
▪ кроссовки New Balance 991 (и подобные модели),
▪ классические синие джинсы Levi«s (например, 501 серия),
▪ чёрная водолазка, которая не привлекала большого внимания.
Именно в таком виде он представал перед сотрудниками на всевозможных корпоративных мероприятиях.
Стив Джобс не менял стиль на протяжении лучших своих лет в компании Apple
Именно так он был одет, когда представлял самый первый iPhone, который однозначно разделил мир смартфонов на «до» и «после».
Немногие знают, что все его водолазки дизайнерские. Ничего особенного, но за созданием и создателем каждой из них стоит целая история. И она точно заслуживает, чтобы её рассказали.
Почему Стив Джобс почти всегда носил одну и ту же одежду
Стива Джобса всегда было легко узнать только по стилю его одежды
Собрать однотипный гардероб куда дешевле, чем делать его максимально разнообразным. Впрочем, Стива Джобса финансовый вопрос точно интересовал далеко не в самую первую очередь.
Это же он покупал по Mercedes SL55 AMG каждые полгода, чтобы иметь возможность не вешать на автомобиль номерные знаки. О каких деньгах на одежду после подобных «выходок» вообще может идти речь?!
Скажем так, Стив Джобс следовал своему безупречному стилю по двум причинам.
▪ С одной стороны, он не хотел тратить слишком много времени на ежедневный выбор.
▪ С другой стороны, его вдохновлял сам принцип корпоративного стиля, когда все сотрудники одной компании одеты однотипно.
Жаль, его идею об «униформе» в слишком открытых взглядов Apple попросту отвергли. Поэтому он и решил придумать запоминающийся «корпоративный» стиль для себя одного.
Безумно узнаваемый стиль, для которого достаточно всего трёх предметов гардероба
Однажды одного из топ-менеджеров Apple пригласили в AT&T и попросили надеть костюм. Он отказался так «наряжаться» и ответил:
«Сотрудники Apple не привыкли носить костюмы. У нас даже нет своего корпоративного стиля».
Кстати, о корпоративном стиле Стив Джобс задумался после очередной поездки в Японию в 80-х.
Он побывал в офисе Sony и вдохновился однотипным гардеробом сотрудников, который, судя по всему, должен был объединять их в едином творческом порыве.
В биографии Джобса авторства Уолтера Айзексона есть упоминание его разговора как раз об одинаковой одежде в компании с Акио Морито, председателем правления Sony того времени:
«Этот вопрос смутил его, но он ответил, что после войны ни у кого из местных жителей практически не было одежды, поэтому компании вроде Sony должны были предоставлять своим работником хоть что-то, что можно надеть».
Именно после поездки он связался с дизайнером Иссей Мияке, который занимался корпоративным гардеробом Sony, и тот создал для него сотни одинаковых чёрных водолазок.
Кто такой Иссей Мияке, и почему Джобс выбрал его водолазки
Иссей Мияке порой и сам был не прочь примерить на себя стиль Стива Джобса
Иссей Мияке основал и руководил компанией Miyake Design Studio.
Он был изобретателем плиссированной ткани, о которой в народе говорят «со складками».
Кроме того, он же придумал линейку одежды A-POP (A Piece of Cloth), которая состояла из предметов гардероба, вырезанных лазером из единого куска ткани.
Кроме прочего, он также развивал корпоративную культуру ведущих мировых компаний. Он придумал одежду для Sony, о чём уже шла речь выше.
Мияке руководил 21_21 Design Sight, музеем дизайна в Токио. У него также был свой фонд защиты общественных интересов и артефактов культуры, а также развития талантов, Miyake Issey Foundation.
После визита в Sony Стив Джобс связался с Мияке и попросил его придумать что-то для Apple:
«Стало понятно, что мне нужен подобный тип связи с сотрудниками Apple. Я позвонил Мияке и попросил его придумать жилет для моих ребят. Вернулся в компанию с несколькими образцами и сказал, что было бы здорово, если бы все носили такие. Меня буквально освистали».
Униформе для сотрудников Apple не суждено было случиться. Быть может, это и к лучшему. Впрочем, между Джобсом и Мияке завязалась дружба.
«Я попросил его сшить мне несколько его чёрных водолазок, которые мне нравились, и он сделал мне целую сотню».
По большому счёту, именно дружбе с Мияке Джобс обязан своим фирменным стилем, который до сих пор продолжают копировать.
Иссей Мияке и Стив Джобс в преклонном возрасте
В сети можно найти предостаточно утверждений, что водолазки для Джобса делали в Armani. Впрочем, Стив Джобс лично рассказал об их происхождении в своей же биографии. Поэтому любую другую информацию можно смело считать ложью.
Иссей Мияке умер в августе 2022-го в возрасте 84 лет. Он сделал огромный вклад в индустрию моды и дизайна, за что был удостоен японского ордена культуры.
Именно водолазка была главным атрибутом стиля Стива Джобса
Обычная чёрная водолазка оказалась главным элементом стиля основателя Apple
Именно к такому выводу пришли в New York Times в рамках большого исследования дизайнерских работы Мияке после его смерти.
В издании отметили абсолютное отсутствие складок в районе шеи, покрой где-то на рубеже футболки и толстовки, курточные линии.
Именно из-за ношения чёрных водолазок Мияке Джобса называли самым узнаваемым директором в мире.
Ни у одного из руководителей крупных технологических компаний никогда не было настолько же узнаваемого стиля
Сложно сказать, сколько именно водолазок Мияке сделал для Джобса, но в The Hollywood Reporter публиковали слова идейного вдохновителя Apple, которые подтверждали, что очень много:
«Мне хватит их до конца жизни».
К сожалению, он был прав.
Чёрные водолазки Стива Джобса в конечном итоге стали предметом коллекционирования. Они то и дело появляются на самых разнообразных аукционах. В 2016-м одну из них (правда, с принтом) продали за 3 тысячи долларов.
Сам же Мияке прекратил выпуск водолазок, как у Стива Джобса, ещё в 2011-м. Впрочем, в ассортименте его компании аналогичная модель в 2017-м всё же появилась.
Стиль Джобса копировали раньше и будут копировать дальше
Элизабет Холмс неоднократно утверждала, что ассоциирует себя со Стивом Джобсом — это хорошо видно по одежде
Вероятно, одним из самых известных персонажей, которые копировали стиль Стива Джобса, была Элизабет Холмс, основательница Theranos.
Прискорбно, но её история оказалась не настолько успешной, как у основателя Apple.
В 2003-м она пообещала, что сумеет создать мини-лабораторию, которая проверит человека на две сотни болезней по одной лишь капле крови.
Идея казалась фантастической, но её в руководстве США. Наличие таких связей дало Theranos возможность обзавестись инвесторами, которые вложили в компанию миллиарды долларов.
Жаль, на деле у Theranos не было рабочей технологии, компания продолжительное время обманывала общественность, не была уверена в достоверности результатов и даже довела до суицида одного из учёных, который осознал наличие обмана.
Когда он вскрылся, компания канула в лету.
Подражателей было много. Но до уровня оригинала не сумел дотянуться ни один из них. Стив Джобс, спасибо! И не только за iPhone и фирменный стиль.