Крылья мечты: история человека, который взял и полетел
Винс Реффет сделал шаг с пирса, но не упал, а продолжил двигаться равномерно и прямолинейно в метре над водой, а затем пошел вверх по красивой дуге. За следующие восемь секунд он набрал первые сто метров, а на километр поднялся за полминуты. Под его крылом остались ребра искусственных островов Дубая и шпили его небоскребов, в том числе игла знаменитой Бурдж-Халифа. Продолжавшийся три минуты полет закончился спуском на парашюте, но перед тем, как дернуть кольцо, Реффет выполнил на высоте 1800 м две эффектные пилотажные фигуры — бочку и мертвую петлю.
Пилот Jetman Dubai, бейсджампер, скайдайвер и вообще человек, перепробовавший все способы летать, Винс Реффет — ученик создателя реактивного крыла Ива Росси. О наставнике он всегда отзывается с нежностью и благодарностью — за крыло, науку и доверие.
Дубаи учатся летать
Jetman Dubai не первая компания, удачно испытавшая личный реактивный транспорт, но, пожалуй, самая успешная в смысле маркетинга. Она, собственно, и создана была ради рекламы. Рекламы чего — другой вопрос. История подвигов джетменов началась в 2015 году, когда Реффет и ветеран воздушного спорта Ив Росси (тоже француз) совершили полет в нескольких метрах от огромного Airbus A380, по ливрее которого тянулось название арабских авиалиний — Emirates. Но Jetman Dubai — это гораздо больше, чем реклама авиакомпании, и даже больше, чем реклама города Дубай или одноименного эмирата. Это реклама всемирной выставки «Экспо-2020» —, а заодно и целой страны.
Откуда крылья растут
Летательный аппарат Jetman Dubai — это жесткое углепластиковое крыло с четырьмя реактивными двигателями Jetcat, работающими на керосине. Оно позволяет летать по прямой и поворачивать, зависать на одном месте, выполнять петли.
О том, как устроено крыло, на котором летал Реффет, известно мало. В последний раз о конструкции подробно рассказывал создатель его ранних версий Ив Росси. Число двигателей, материал и форма крыла с тех пор не изменились.
У крыла Росси нет и не было ни закрылков, ни рулей. Управление осуществлялось за счет движений тела. В центре крепились два парашюта: один — для пилота, другой — для крыла.
К этой выставке в Эмиратах относятся очень серьезно и готовиться к ней начали еще семь лет назад. Чтобы обрисовать масштабы подготовки, достаточно сказать, что к открытию приурочено окончание строительства небоскреба Крик-Тауэр, который отнимет у Бурдж-Халифа звание самого высокого здания в мире. А еще для «Экспо» построят отдельный район, куда протянут ветку метро. Эмираты, очевидно, рассматривают выставку как демонстрацию богатства и возможностей всей страны (а может быть, и всего исламского мира).
Летать рядом с пассажирским самолетом придумал друг Ива Росси, сотрудник Airbus, еще в 1999 году, когда у Росси и крыла никакого не было. В 2015 году Росси и Реффет пролетели на реактивных крыльях в одном клине с 500-местным Airbus A380.
Проект Human Flight («Полет человека»), который реализуют джетмены и стоящая за ними команда, — это тоже реклама ОАЭ, их образа жизни, их роскоши и представлений о прекрасном. Сейчас вместе с французами Винсом Реффетом и Фредом Фугеном тренируется арабский спортсмен и пилот Ахмед аль-Шехи. Но история реактивных крыльев, хоть и делается сейчас на деньги нефтяной монархии, началась совсем на других берегах — и совсем не по рекламным причинам.
Пропустить рекламу
Изобретатель реактивного крыла Jetman Ив Росси с юности любил небо и очень хотел летать — так сильно, что профессии пилота гражданской авиации ему оказалось мало. В конструкции Jetman воплотились идеи Росси о том, как должен выглядеть автономный полет человека: никаких рулей, управление только за счет движений тела. Так, чтобы набрать высоту, человек в крыле должен напрячь мышцы — разгибатели спины, выгнуться дугой. «Если вы добавите руль, у вас получится тот же самолет. Я хочу не рулить, а летать», — часто повторяет Росси.
Удивительно, но при всем вышесказанном Росси не спортсмен — точнее, не спортсмен в том смысле, в котором являются спортсменами его коллеги. Создатель реактивного ранца Gravity Ричард Браунинг, например, вообще начал свою карьеру с турников и достиг в этом деле впечатляющих успехов — иначе бы он просто не справился с управлением своим аппаратом. Винс Реффет и его коллеги тоже в первую очередь атлеты, воздухоплаватели и пилоты, они всю жизнь откуда-то прыгают и выполняют разные трюки.
Ив Росси — пилот швейцарской гражданской авиации и создатель реактивного крыла Jetman. На своем крыле он пересекал Гибралтар и Ла-Манш, облетал горы и небоскребы. Благодаря ему стал возможен свободный управляемый полет человека на высоте больше километра.
Но Ив Росси другой. Он просто хотел летать, и летал, и учил летать других. Одна из двух его больших задач заключалась в том, чтобы передать кому-нибудь свои навыки и узнать, каково это — лететь бок о бок с другом. Для этого Росси и приехал в Дубай: созданная в преддверии «Экспо» дубайская компания по продвижению экстремальных видов спорта пригласила его для работы над Jetman Dubai. Их сотрудничество, однако, не продлилось долго. Обучив Винса Реффета, сделав на камеру несколько кругов вокруг все той же Бурдж-Халифа и сняв красивый фильм в 4К, Росси покинул Эмираты — кажется, навсегда. Позднее на сайте изобретателя появился наполненный плохо скрываемым разочарованием текст о разногласиях с арабским менеджментом, «разнице подходов к свободному полету» и своем желании летать свободно и получать от этого удовольствие.
О Росси некоторое время ничего не было слышно, но год назад человек-на-крыле вернулся — и как вернулся! Оказывается, за время молчания он усовершенствовал конструкцию, поставил более мощные двигатели и наконец решил вторую из двух своих больших задач: взлет без предварительного набора высоты. На сайте Ива Росси говорится, что взлететь вертикально вверх ему позволили новый дизайн направляющего сопла, а также электронная система стабилизации, чутко реагирующая на движения тела.
Шестого августа 2019 года, первым в истории (и за несколько месяцев до дубайского полета Винса Реффета), Ив Росси шагнул вперед и не упал, но продолжил двигаться равномерно и прямолинейно, а потом начал набирать высоту.