Крупнейшие разливы нефти в истории: вот как выглядят страшнейшие экологические катастрофы
Нефтяные пятна на поверхности водоемов не сулят ничего хорошего ни природе, ни человеку. Вот несколько самых знаменательных катастроф современности
Люди использовали нефть в течение тысяч лет в медицине и военном деле. Однако настоящий расцвет популярности этого ресурса случился после промышленной революции, когда нефть стала исходным материалом для создания топлива для освещения, а также смазки. Затем она стала заменой древесины, угля и других источников энергии.
Жидкая нефть имела ряд существенных преимуществ перед другими источниками энергии того времени: она была концентрированной, и ее можно было легко транспортировать из одного места в другое. Но транспортировка нефти не всегда была успешной: из-за старого и поврежденного оборудования, человеческой ошибки и невезения нефть иногда не доходила из одного пункта в другой. Особенно опасными были аварии танкеров с нефтью, в результате которых поверхность воды покрывалась пленкой на сотни километров. Вот самые страшные разливы, которые случались до сих пор.
Разлив нефти Amoco Cadiz (1978)
Amoco Cadiz — танкер, наполненный почти 314 миллионами литров (примерно 2 миллиона баррелей) легкой сырой нефти, сел на мель на неглубоких скалах у побережья Бретани, Франция, утром 16 марта 1978 года. Спасательные буксиры пытались закрепить тросы на танкере, но условия на море все испортили. Первый из буксировочных тросов сломался всего через несколько часов после закрепления. К тому времени, когда можно было прикрепить второй, ветры и волны понесли танкер к побережью Бретани, где судно врезалось в неглубокие подводные скалы. Удар пробил отверстия в корпусе и контейнерах и выпустил нефть.
Около 321 км французского побережья было загрязнено нефтяным пятном, которое убило миллионы беспозвоночных, таких как моллюски и ракообразные, и, по оценкам, 20 000 птиц, а также загрязнило устричные гряды в регионе. В 1990 году Amoco Corporation, владельцы Cadiz, согласились выплатить 120 миллионов долларов французским заявителям, а также дополнительные 35 миллионов долларов Royal Dutch Shell, которой принадлежала потерянная нефть.
Разлив нефти в Мингбулаке (1992)
2 марта 1992 года в Узбекистане произошел крупнейший в истории разлив нефти на суше и худший разлив нефти в Азии. В результате взрыва скважины нефть попала в долину близ города Фергана. Нефть загорелась и горела в течение двух месяцев, прежде чем давление в скважине спало. Примерно 400 миллионов литров нефти вылились и сгорели, а еще столько же удалось защитить от огня.
Разлив нефти Atlantic Empress (1979)
В результате катастрофы танкера Atlantic Empress около 410 миллионов литров нефти попали в Атлантический океан примерно в 16 км от островов Тринидад и Тобаго. Столкновение танкеров Atlantic Empress и Aegean Captain 19 июля 1979 года во время тропического шторма привело к крупнейшему разливу танкеров за всю историю наблюдений. Оба корабля загорелись, и огонь зажег нефтяное пятно, но Atlantic Empress пришлось хуже всего. Танкер был отбуксирован от суши, и горел в течение двух недель, прежде чем затонул.
Разлив нефти в Персидском заливе (1991)
Крупнейший в мире известный разлив нефти не был несчастным случаем. 2 августа 1990 года лидер Ирака Саддам Хусейн приказал оккупировать Кувейт с целью приобретения больших запасов нефти этой страны, аннулирования большого долга Ирака Кувейту и расширения иракской власти в регионе. США собрал коалицию британцев, французов, египтян, саудовцев, сирийцев и других стран, чтобы вытеснить иракцев. После массированной воздушной и наземной кампании в январе и феврале 1991 года иракские войска отступили, но в процессе они подожгли сотни кувейтских нефтяных скважин, которые горели месяцами. В попытке удержать коалицию от высадки морских пехотинцев и других десантных войск в северном Кувейте и на юге Ирака иракские войска выпустили сотни миллионов литров нефти из кувейтского терминала Sea Island в северную часть Персидского залива. По некоторым данным, объем выпущенной нефти мог составлять до 2 миллиардов литров.