Кризис заставил россиян полюбить китайские онлайн-магазины
Ассоциация компаний интернет-торговли (АКИТ), объединяющая 16 крупных участников рынка (Ozon, KupiVip, Lamodа, «М.Видео», «Связной», «Спортмастер» и др.), выпустила свое первое исследование по трансграничной торговли в России (есть в распоряжении РБК). Измерения основаны на данных отчетности платежных систем, на которую сегодня приходится более 80% оплат в зарубежных онлайн-магазинах, уточняет представитель АКИТ Екатерина Шустер. По ее словам, в ассоциации считают, что подобная методология позволяет «более эффективно оценивать объем рынка в денежном выражении, чем оценка среднего чека и количества почтовых отправлений».
Из исследования АКИТ следует, что объем покупок российских интернет-пользователей в зарубежных магазинах на протяжении последних шести лет ежегодно удваивался: если в 2008 году россияне заказали из-за рубежа товаров на 4,3 млрд руб., то по итогам 2014 года эта сумма достигла 208,6 млрд руб. Весь рынок электронной коммерции в России по итогам прошлого года, по оценкам ассоциации, составил 713 млрд руб.
В первом полугодии этого года интерес россиян к покупках в иностранных магазинах продолжает нарастать: по расчетам АКИТ, за этот период интернет-пользователи в России заказали товаров на на 104,4 млрд руб. Как рассказывает исполнительный директор АКИТ Артем Соколов, во втором полугодии «обычно наблюдаются более высокие объемы продаж из-за новогодних праздников». По словам Соколова, «вклад» первых шести месяцев года составляет около 40%: таким образом, по итогам всего 2015-го объем покупок россиян на зарубежных онлайн-площадках может вырасти примерно на 25% по отношению к 2014 году.
Одновременно с популяризацией зарубежных покупок эксперты АКИТ зафиксировали рост доли трансграничных заказов в общем числе интернет-покупок в Сети. Если в 2012 году эта доля в денежном выражении была 20%, то по итогам прошлого года достигла почти 30%. В конце 2014 года представители ассоциации прогнозировали, что доля трансграничной интернет-торговли в 2015 году может достигнуть 60% и обращались в президенту России Владимиру Путину с просьбой снизить порог беспошлинных покупок в иностранных интернет-магазинах с нынешних €1000 в месяц до €150 за покупку. Из-за расхождения с позицией АКИТ по этому вопросу в конце прошлого года ассоциацию покинул американский интернет-магазин eBay.
Интенсивное развитие трансграничного сегмента связано с ростом аудитории интернет-пользователей в России, более широким ассортиментом у иностранных компаний, более низкой стоимостью товаров по сравнению с местными продавцами и увеличением скорости доставки из-за рубежа (если раньше товара можно было ждать в течение нескольких месяцев, то сейчас доставка в среднем сократилась до двух недель), отмечается в исследовании ассоциации.
Неравный бой
Рост популярности трансграничной торговли приводит к тому, что локальные игроки теряют свое положение на рынке, указывает Соколов. Только с 2012 по 2014 год доля российских магазинов на рынке российской электронной коммерции сократилась с 80% до 71%, а в 2014 году эти 9 процентных пунктов (п.п.) составляли почти 64 млрд руб., сетует исполнительный директор АКИТ. По его мнению, не последнюю роль в недополученном доходе играют неравные конкурентные условия для российских и иностранных онлайн-магазинов. Если посылка стоит менее €1000, товары для личного пользования не облагаются налогом на добавленную стоимость — за счет этого цены в зарубежных магазинах в среднем на 20% ниже, чем в российских, отмечает Соколов. Российским же продавцам при экспорте продукции своей продукции, например, в Китай придется заплатить НДС в размере 13-17% и пошлину — в размере 9,5%.
Сооснователь аналитического агентства Data Insight Федор Вирин согласен с тем, что трансграничная торговля стимулируется за счет того, что зарубежные магазины испытывают меньшую налоговую нагрузку. «Представим себе, что «Евросеть» или любой другой магазин перенесет свой онлайн-магазин, например, в Прибалтику. В таком случае, они фактически получают возможность торговать с 20% дисконтом», — говорит Вирин.
Правда, он категорически не соглашается с цифрами, которые приводит в своем исследовании АКИТ. По данным Data Insight, в 2014 году покупки россиян в зарубежных онлайн-магазинах в денежном выражении составили около 85 млрд руб., что составило примерно 13% всего рынка электронной коммерции в России. У агентства методика расчетов отличается от подхода АКИТ: в Data Insight основываются на данных о почтовых отправлениях и стоимости среднего чека в интернет-магазине, который определяют путем опроса покупателей.
Вирин полагает, что по итогам 2015 года россияне в иностранных интернет-магазинах приобретут товаров на сумму чуть менее 150 млрд руб., что почти вдвое превышает аналогичный показатель прошлого года. При этом доля трансграничной торговли в общем объеме рынка может вырасти до 17%, уточняет Вирин.
Эксперты рынка отмечают, что объем числа покупок из-за рубежа практически полностью происходит за счет китайских магазинов. Так, лидер российской онлайн-торговли китайский AliExpress, на долю которого, по оценкам Data Insight, в 2014 году пришлось 55% всех заказов в иностранны онлайн-магазинах, увеличил свою аудиторию пользователей с начала года — с 17 млн до более чем 22 млн человек (данные TNS за июль 2015 года). Кроме того, в июне этого года в Россию пришли крупнейший онлайн-магазин Китая JD.com, интернет-магазин DHgate.com, а также продавцы TradeEase и UmkaMall, которые будут специализироваться исключительно на продаже китайских товаров на российский рынок.
Особенно китайские магазины любят в регионах России, уверяет глава Национальной ассоциации дистанционной торговли Александр Иванов. По его мнению, о конкуренции российских продавцов с китайскими можно говорить только в случае с крупными городами: с учетом снижающейся покупательной способности населения продавцы из Поднебесной становятся для населения в регионах единственной возможностью покупать товары.
© РБК