Крик Тарзана, фразы Тейлор Свифт, силуэт Лагерфельда — Примечательные товарные знаки и споры за право их зарегистрировать

В качестве товарного знака обычно регистрируют слово, имя или символ. Однако есть немало случаев, когда правообладатель получает лицензию на использование цвета, формы, позы или запаха. Обозреватель vc.ru собрала примеры примечательных товарных знаков и дискуссий вокруг них.

Цвет Cadbury

Производитель шоколада Cadbury в 1995 году запатентовал товарный знак на особый оттенок фиолетового цвета «Pantone 2685C», в упаковку которого завернуты их шоколадные батончики.

Однако в 2013 году конкурент Cadbury, компания Nestle, опротестовала это решение, и суд Великобритании отменил его. Юристы назвали это «очередной провальной попыткой Cadbury стать монопольным владельцем фиолетовой упаковки молочного шоколада».

Но представители владельцев Cadbury Mondelez International не намерены останавливаться: «Наш оттенок фиолетового ассоциировался с Cadbury на протяжении столетия, и британцы выросли, связывая этот цвет с нашим шоколадом. Мы обдумываем наши дальнейшие шаги в этом направлении».

Это не единственная борьба Cadbury за цвет. В досудебном порядке удалось завершить шестилетнюю борьбу за фиолетовую упаковку с австралийским кондитером Дериллом Леа. Кроме того, владельцам Cadbury принадлежит право на лиловой цвет упаковки шоколада Milka. Они уже выиграли дела против конкурентов в Польше и Аргентине за использование упаковки такого же цвета.

Силуэт и кроссовки Лагерфельда

Известный модельер, креативный директор дома моды Chanel Карл Лагерфельд, является обладателем товарного знака на свой собственный силуэт, главными атрибутами которого являются «конский хвост» волос и очки.

9682aef07a71dc.jpg

В 2014 году знаменитого дизайнера обвинили в плагиате. Лагерфельд выпустил кроссовки, напоминающие обувь фирмы New Balance.

Производитель обуви подал в суд на модельера. Представитель New Balance заявил, что логотип, который Лагерфельд разместил на кроссовках, приводит к путанице покупателей. Только цена на обувь отличается более чем в три раза — New Balance за $112 против кроссовок от кутюрье за $360.

Конфликт интересов начался в январе 2014 года, когда дизайнер одел парижских моделей Chanel в одежду от кутюр и кроссовки, соединив в образе высокую и уличную моду.

Текст песен Тейлор Свифт

Певица Тейлор Свифт зарегистрировала в качестве товарной марки слова из своих песен. «Party Like It’s 1989» или «This Sick Beat» или «Cause We Never Go Out of Style» и некоторые другие фразы нельзя использовать без лицензии.

Строчки не могут появляться на гитарных ремнях или фартуках, рождественских носках или кухонной утвари и на многих других товарах. Упоминать эти фразы в тексте лучше всего с использованием специальных знаков ™ и ®.

Крик Тарзана

В 1998 году компания Edgar Rice Burroughs, Inc, основанная Эдгаром Райс Берроузом — автором книг о Тарзане — зарегистрировала в качестве товарного знака крик героя из одноименного фильма. Сочетание из десяти звуков голоса — от грудных до фальцета — принадлежит правообладателю и может быть использовано в компьютерных играх, мультфильмах и других коммерческих целях только с разрешения.

Знаменитый победный крик в 1932 году подарили зрителям создатели фильма «Тарзан — человек — обезьяна». Существует несколько версий появления этого звука — разные актеры и певцы заявляли, что это именно они кричали в фильме. Есть версия, что в записи крика участвовали три человека с разными тембрами голоса.

Победные позы Усейна Болта и Мо Фараха

Олимпийский чемпион, спринтер из Ямайки Усейн Болт зарегистрировал как товарный знак свою победную позу на спортивных соревнованиях. Знаменитый бегун впервые представил свою «позу молнии» на Олимпийских играх в Пекине в 2008 году, опередив всех на дистанциях в 100 и 200 метров. Поза стала своего рода ритуалом празднования победы Усейна Болта и была зарегистрирована в 2010 году в двух вариантах.

a9bf8b02cd0cc5.jpg

Кроме того спортсмен обыграл свою фамилию, назвав позу «bolting». Сама поза представляет собой «символ в виде молнии», что по-английски звучит как lightning bolt.

Еще одна поза стала товарным знаком бегуна на длинные дистанции, британского олимпийского чемпиона сомалийского происхождения Мо Фараха. Рождение движения чемпиона наблюдали зрители британского спортивного шоу в 2012 году в рамках Олимпийских Игр в Лондоне. На игровом телевизионном шоу ведущий Джеймс Корден предложил спортсмену придумать победное движение как у Усейна Болта и заручился обещанием бегуна продемонстрировать его на стадионе в случае победы.

Спортивная ведущая Клер Болдинг предложила складывать руки над головой в форме буквы «m». Мо Фарах выполнил обещание и стал демонстрировать движение после каждой победы. Поза получила название Mobot, как и танец, придуманный впоследствии.

Фарах использовал позу в рамках благотворительной акции по сбору средств для своего фонда. Компания Virgin Media пообещала пожертвовать два фунта за каждое видео, выложенное на YouTube с кем-то, кто делает Mobot.

Дартсы с запахом пива

Мировой лидер в производстве досок для дартса компания Unicorn в 1994 году зарегистрировала в качестве товарного знака запах горького пива на дартсах. По задумке производителя, во время полета дартс за счет встроенной капсулы должен источать аромат британских пабов.

Председатель и управляющий директор Unicorn Стэнли Лоуи рассказал: «Идея в том, что когда вы трогаете пластиковое покрытие дартса, у вас на пальцах остается запах пива. Это работает по принципу рекламных пробников в глянцевых журналах».

Запах горького пива на дартсах стал одним из первых и немногих зарегистрированных ароматов в качестве товарных знаков в Соединенном Королевстве.

Лимонный сок Jif

Производитель лимонного сока Jif так и не смог зарегистрировать товарный знак на форму в виде лимона. В 50-х годах английский дизайнер Билл Пуг разработал для компании узнаваемую пластиковую упаковку, ставшую знаменитой во всем мире. Но бутылка не отвечает требованиям уникальности, обязательным для регистрации товарных знаков, поэтому официально до сих пор не закреплена.

Однако в середине 80-х годов, когда конкурент Jif, компания Borden, начала выпуск лимонного сока в похожих по форме бутылках, суд встал на сторону первого производителя, косвенно подтвердив, что форма упаковки принадлежит Jif.

Спор Philips и Remington за форму бритвы

В 2002 году после девяти лет борьбы голландская фирма-производитель Philips потеряла право на товарный знак трехголовой бритвы, которым владела. Сражение в суде началось в 1993 году, когда английская компания Remington начала выпуск похожих бритв.

Производитель Remington выиграл все суды у Philips, доказав, что нельзя зарегистрировать товарный знак на техническое решение. В отличие от шоколада Toblerone, где треугольная форма шоколада является уникальным дизайном, треугольная форма бритвы предназначена не для красоты, а для более тесного бритья. Компания Philips проиграла суды на территории Европы, США, Канада и Австралии.

Спор за бренд Budweiser

Битва за право на товарный знак пива Budweiser не закончена и сегодня. Сразу два производителя — американский Anheuser-Busch InBev и чешский Budweiser Budvar Brewery — борются за бренд с 1907 года. Более 100 судов во всем мире так и не смогли решить, кому принадлежит название.

7184d0041965c1.jpg

Американский производитель запустил пивоварение в 1876 году, тогда как чешский только в 1895 году. Однако само название бренда — производное от названия чешского города и маркировалось местными пивоварами с середины 16 века.

На сегодняшний день суд ограничился закреплением за производителями разных территорий. В большинстве стран Европы Anheuser-Busch InBev использует название Bud. В США и Канаде чешское пиво известно как Czechvar.

©  vc.ru