Кремниевая долина в масштабах Поволжья: 9 стартапов и инновационных компаний из Ульяновска — «Купи батон!», Ecwid, Machinezone и другие

Обозреватель vc.ru собрал самые интересные стартапы и ИТ-компании из Ульяновска и спросил предпринимателей, почему этот город стал «поволжской Кремниевой долиной», как им работается в Ульяновске и какие перспективы есть у города в плане развития стартапов и инновационных компаний.

Компания «Буферная Бухта» основана в 2008 году Сергеем Булаевым. Она издаёт популярный блог «Лайфхакер», который, по данным компании, читают 6,4 млн человек в месяц. До ноября 2015 года «Буферная Бухта» также издавала блог «Макрадар», посвящённый Apple и информационным технологиям.

«Лайфхакер» позиционирует себя как блог о мировоззрении, здоровье и спорте. 2 июля издание провело редизайн, сменив ленту публикаций на блочный дизайн, а также добавив боковое меню со списком рубрик. Сотрудники компании также разработали модуль Ringo, который позволяет в реальном времени управлять выводом статей.

Офис «Бухты» находится в Ульяновске. Там работают отделы разработки, дизайна, продаж, коллектив редакторов и штатных авторов. С учётом внештатных сотрудников, в «Лайфхакере» работают 40 человек.

Компания «Купи батон!» делает одноимённое мобильное приложение-список покупок, а для зарубежного рынка выпускает продукт Buy Me a Pie!. Первая версия приложения выпущена в 2011 году. Изначально компания называлась «Скрипт», её основатели — Сергей Булаев и Олег Недерев.

На момент написания заметки приложения «Купи Батон!» и Buy Me a Pie! загрузили 7 миллионов человек. Ежедневно с приложением работают 90 тысяч пользователей.

Разработка, поддержка, управление и продвижение приложения осуществляется из единственного офиса компании в Ульяновске. В компании работают 18 человек: разработчики, тестировщики, маркетологи, специалисты клиентской поддержки, отдел технической поддержки, руководители.

В июне «Купи Батон!» выпустил бота Dinner Ideas для Facebook Messenger, который помогает найти рецепт для приготовления блюд. По словам представителя компании, им пользуются около 2 тысяч человек.

Сервис «Титиграм» запустился 27 марта 2015 года. Он предлагает оформить поздравление или другой текст на женской или мужской груди. «Титиграмку» можно оформить в двух форматах: «Экспресс» или «Премиум».

В формате «Экспресс» за 595 рублей можно написать сообщения на груди и в течение часа получить фотографию. В «Премиуме» за 1495 рублей можно выбирать модель, часть тела, на которой будет размещён текст, снимок в высоком разрешении без брендинга. За дополнительную тысячу рублей запишут видео.

Представитель «Титиграма» сообщил, что в начале июля сервис получил 10-тысячный заказ. Годовой рост пользователей в июне 2016 года составил 200%.

0a4d0e69e463b8.jpg

Как сообщил представитель проекта обозревателю vc.ru, в ульяновском офисе на постоянной основе работают 10 моделей, 6–7 сотрудников, трудящихся над развитием проекта и два человека, ведущих операционную деятельность.

В 2013 году в Ульяновске открылся местный наноцентр. Он расположен в индустриальном парке «Заволжье». Своей основной задачей наноцентр называет сопровождение технологического предпринимательства на ранних стадиях: поиск прорывных технологий, создание стартапов, экспертиза и консалтинг, предоставление в аренду специализированного технологического и аналитического оборудования.

Среди резидентов наноцентра компании, занимающиеся исследованием и разработкой новых материалов, инжинирингом технологических решений, созданием микроэлектроники, исследованиями в области альтернативной энергетики, созданием многофункциональных тонкопленочных покрытий для дисплеев, умных стекол, светодиодов.

Один из проектов ульяновского наноцентра — Genext. Эта компания занимается генотипированием человека, растений, животных, разрабатывает реагенты. Genext — дочерняя компания «ТестГен», которая объединила под руководством Андрея Тороповского и Алексея Никитина молодых российских ученых энтузиастов из Самары, Москвы и Ульяновска.

Genext совместно с компанией «ТестГен» проводит разработки в области молекулярно-генетической диагностики: неинвазивная диагностика в акушерстве, жидкая биопсия в онкологии, digital PCR, неинвазивная диагностика рака простаты, диагностика мутаций и полиморфизмов, идентификация личности, определение степени родства, ПЦР тесты для диагностики патологий плода, сообщил обозревателю vc.ru Виталий Огинский, директор по развитию бизнеса компании «ТестГен».

Офис расположен на территории ульяновского наноцентра в индустриальном парке «Заволжье».

Компания Ecwid основана предпринимателем Русланом Фазлыевым. В 2008 году началась разработка продукта. Прародителем Ecwid стал X-Cart — движок для создания интернет-магазина, который дорабатывается под желания заказчика.

Ecwid — конструктор интернет-магазинов, не требующий от пользователя навыков программирования. Магазин можно разместить на сайте, в блоге, социальной сети. Ecwid пользуются более 700 тысяч человек в 175 странах мира.

В 2011 году Ecwid привлёк инвестиции от фонда Runa Capital в размере $1,5 млн, в 2014 году получил новый транш на $5 млн от фондов iTech Capital и Runa Capital.

Всего в Ecwid работает около 100 человек, из них в ульяновском офисе — 86. Также работают офисы компании в Самаре и Сан-Диего.

С 2014 года количество сотрудников увеличилось вдвое, а число специалистов клиентской поддержки выросло с 4 до 21.

Компания Machinezone разрабатывает мобильные MMO-игры, в том числе популярный тайтл Game of War, в который играют более 100 тысяч человек. На момент написания заметки представитель компании не ответил на запрос обозревателя vc.ru.

Mobirate создаёт популярные мобильные игры. Компания начала работу в 2003 году, её основатели Антон и Евгений Беловы. Начинали с разработки игр для PocketPC и Palm, затем переключились на платформу iPhone.

Самые успешные проекты компании: Parking Mania, Dead Ahead и RoverCraft с суммарным объёмом скачиваний 115 миллионов. Сейчас Mobirate работает над сиквелами этих игр и другими проектами, в том числе киберспортивными турнирами для Rovercraft и выпуском версии этой игры для Android.

В ульяновском офисе Mobirate работает 50 человек. Как сообщил Антон Белов обозревателю vc.ru, офис оформлен скромно, но компания работает над его улучшением.

Wizl — мобильное приложение для поиска подарков. Создатели называют его «помощником, который поможет подобрать подарки на любой вкус, цвет и кошелек». Приложение распространяется по freemium-модели — загрузить его можно бесплатно, а за доступ ко всем идеям для подарков нужно доплатить 229 рублей.

Проектом руководит Павел Крылов. Партнеры и эдвайзеры: Александр Щербина (ITech), Сергей Булаев (Buy Me a Pie!) и Александр Егоров (GIFTD). Первая версия приложения запущена в октябре 2015 года.

В ульяновском офисе Wizl работает 10 человек.

Павел Крылов сообщил обозревателю vc.ru, что сейчас готовится вторая версия приложения для американского рынка. Также Wizl приобрела миноритарный пакет акций компании GIFTD и использует её технологии и экспертизу в сфере электронной коммерции для развития продукта.

На момент написания заметки приложение загрузили 60 тысяч раз. Через Wizl совершили покупки на чуть более 1 миллиона рублей. В первом раунде инвестиций проект привлек $300 тысяч.

***

Два ульяновских предпринимателя рассказали vc.ru, в чём причина появления такого количества стартапов в городе и можно ли его назвать «поволжской Кремниевой долиной».

313771766c77382dbdf1.jpgРуслан Фазлыев, CEO Ecwid, член совета директоров X-Cart

На рубеже девятностых и двухтысячных город был крайне беден. Работы не было. Поэтому была мотивация её создавать. Стартапы — от безысходности.

Ульяновск — родина Ленина. В СССР была задача сделать его городом-открыткой. Филиал МГУ, сильный Политехнический вуз, мощная кафедра иностранных языков в Педагогическом — в городе были и есть совершенно невостребованные люди.

Ребята, что создали первые компании в городе, хорошо общались и продолжают общаться, помогают друг другу и обмениваются опытом. В городе есть не просто группа ИТ-специалистов, а действительно активное сообщество. Буквально через неделю, 15 июля это сообщество будет проводить Ulcamp — самую пляжную ИТ-конференцию в России. Мы ограничили ее 640 участниками, ведь еще Билл Гейтс говорил, что 640 КБ достаточно для каждого. Пляж, сосны, палатки и сверхбыстрый Wi-Fi — лучший ретрит для технарей. Приезжайте, кстати.

Когда мы начинали, инфраструктуру полностью строили сами. Даже медь (вначале) и оптоволокно (позже) сами себе прокладывали. Сейчас уже все построено, так что да, в Ульяновске хорошо работать.

В плане дальнейшего развития стартапов и инновационных компаний в городе, плохая новость заключается в том, что число стартапов фундаментально ограничено числом фаундеров и людей с продуктовой экспертизой, а таких немного. Хорошая новость в том, что у одной из моих компаний X-Cart долгая история успешной инкубации новых стартапов и людей, которые соображают в продукте. Схожая история и у ITech Group, или, например, у Сергея Булаева, основавшего «Интернетные Штучки», «Купи Батон!», «Лайфхакер». В общем, стартапы будут.

d1a97a6564891f.jpgАлексей Пономарь, Руководитель проекта «Лайфхакер»

Называть Ульяновск «Кремниевой долиной» — слишком громко и пафосно (впрочем, как и любое другое место, кроме самой Долины). В Ульяновске так сильно развита ИТ-отрасль скорее по эволюционным причинам.

С начала 90-х и до середины 2000-х Ульяновская область плотно сидела в «Красном поясе» (голосовала за коммунистов) и благодаря этому являлась депрессивным регионом, соперничая по показателям с Чукоткой и иными аутсайдерами.

В начале 2000-х поколение, родившееся в начале 80-х, окончило вузы и вышло в «большую жизнь». Кто-то уехал в Москву или соседние Казань и Самару, кто-то пошел в наёмные работники, но часть из них решили попробовать зарабатывать на том, что им нравится делать, благо, в интернете клиентов с деньгами на тот момент было уже предостаточно. Это привело к настоящему буму веб-студий и фирм, работающих на аутсорсе. Часть из них затем превратилось в сильные продуктовые компании.

Проблем хватает, но многие из них носят общий, системный характер. Нам, к примеру, перманентно не хватает специалистов в области медиа, но взяться им здесь неоткуда. Учим сами. Но вообще быть ИТ-компанией в Ульяновске приятно, почетно и имеет некоторые бонусы (в частности, налоговые).

Что касается культуры стартапов, то я ее не наблюдаю и сомневаюсь в ее появлении в ближайшее время. Стартапить здесь некогда, зарабатывать на жизнь надо. Хотя почва для инноваций богатая — в городе нет ни одного монополиста во множестве ниш. Например, у нас не работает ни один крупный оператор такси.

Статьи по теме

©  vc.ru