«Красные конверты»: Как китайские пользователи WeChat используют денежные переводы для общения между собой
Партнёр венчурного фонда Andreessen Horowitz Кони Чан написала в блоге компании заметку о том, как денежные переводы внутри популярного китайского мессенджера WeChat стали способом общения между пользователями. Редакция vc.ru публикует адаптированный перевод статьи.
WeChat — это не просто мессенджер, а платформа для покупок и денежных переводов.
Аудитория сервиса превышает 762 миллионов пользователей, из которых 300 миллионов активно совершают переводы, подключив электронный кошелёк. Функция P2P-платежей (от пользователя к пользователю) появилась в WeChat в 2014 году в преддверии китайского Нового года. Изначально она называлась Lucky Money, но позже была переименована в Red envelopes (Красные конверты).
В Китае существует традиция — дарить красные конверты с некоторой суммой денег своим родным и близким на праздники и торжества, например, на Новый год, свадьбу, выпускной или день рождения, сопровождая их пожеланиями. Разработчики WeChat подхватили эту идею и внедрили в сервис «красные конверты», которыми можно обмениваться внутри платформы. Сумма, находящаяся в них, не должна превышать 200 юаней (около двух тысяч рублей). С добавлением этой функции в WeChat началось использование переводов в качестве общения.
На день влюблённых в Китае (20 мая) в 2015 году разработчики заметили, что многие пользователи WeChat отправили друг другу 5,20 юаней (около 50 рублей) в красных конвертах. Цифры 5−2−0 на китайском интернет-сленге означают «я тебя люблю». Большинство конвертов вернулось обратно с той же суммой в знак ответного чувства. В итоге пользователи ничего не потеряли и не приобрели, им был важен смысл, который вкладывался в это послание, а не количество перечисленных денег.
Переводы можно совершать как одному человеку, так и группе людей. Пользователь не только указывает сумму перевода и пишет сопровождающее сообщение, но и выбирает, сколько человек из диалога получат конверт. В этом случае отправление конверта происходит в виде лотереи.
Например, если пользователь отправил конверт в диалог, в котором состоят 50 людей, и указал, что деньги распределятся только среди десятерых из них, то случайные 10 человек получат свою часть от суммы. Не исключено, что тогда одним из пользователей, получивших конверт, окажется сам отправитель.
В связи с добавлением разработчиками массовой рассылки, в чатах появились виртуальные казино, где пользователям предполагается сделать ставку — кому из них попадется красный конверт.
В основном пользователи предпочитают групповые переводы не столько из-за денег, сколько из-за игрового аспекта этого процесса. Многие люди специально вступают в чаты, чтобы поучаствовать в розыгрыше электронного конверта. Благодаря этому они начинают общаться между собой и заводить отношения.
На сегодняшний день 300 миллионов пользователей WeChat привязали свои банковские счета к аккаунтам сервиса и пользуются приложением для покупки товаров и услуг. Это делает сервис привлекательным для инвестирования со стороны компаний сферы обслуживания и торговли.
Например, в 2015 году компания-разработчик Tencent за $8,1 миллиона выиграла патент на разработку сценария ежегодного Весеннего Фестиваля, который был показан на центральном телевидении Китая в прямом эфире. Во время трансляции рекламодатели компании — Chevrolet, Huawei и другие — разыграли в WeChat $81 миллион, который разослали в случайном порядке нескольким из 36 миллионов пользователей.
Для того, чтобы стать обладателями красного конверта, им надо было встряхнуть телефон во время эфирного времени шоу.
Tencent не остановилась на достигнутом и продолжает использовать массовые мероприятия для проведения лотереи красных конвертов. Более того, разработчики придумывают новые конкурсы и развлечения. С 2016 года в приложении появилась функция размытия фотографии. Если пользователь хочет узнать, что изображено на фотографии друга, ему нужно отправить электронный конверт с некоторой суммой, чтобы изображение стало четким.
В связи с ростом аудитории приложения, появилось большое количество мошенников, которые создают копии аккаунтов пользователей и просят их друзей о переводе денежных средств. Поэтому для оплаты или перевода в WeChat необходимо загрузить документ, удостоверяющий личность, и таким образом подтвердить свои данные.
Разработчики WeChat стремятся к тому, чтобы сервис стал лидером среди платежных систем. В новогодние праздники пользователи отправляли 409 тысяч конвертов с деньгами и пожеланиями в секунду в моменты наивысшей активности.
Теперь даже самые скромные поздравления сопровождаются небольшой суммой, которая зачастую возвращается обратно вместе с ответным письмом. Поэтому для отправителей «красных конвертов» перечисленная сумма не имеет большого значения, намного важнее общение, которое происходит во время перевода.
© vc.ru