Костяные артефакты Восточного Памира: сокровища высокогорья
Сотрудники Института археологии и этнографии СО РАН совместно с зарубежными коллегами изучили украшения с одной из самых высокогорных стоянок древних людей — Ошхона. Она расположена на Памирском плато на высоте 4 200 метров над уровнем моря и датируется возрастом 8,5—6 тысяч лет.
[Костяные украшения и фрагмент изделия с гравировкой со стоянки Ошхона (Памир)] «Стоянка Ошхона находится в экстремальных условиях. На такой высоте плохо готовятся продукты, из-за разреженного воздуха у людей развивается гипоксия, сложно передвигаться, дышать, к тому же не хватает многих витаминов. Однако памятник датируется началом эпохи голоцена: от 8,5 до 6 тысяч лет в календарном исчислении. Это говорит о том, что человек проживал в таких тяжелых условиях на протяжении долгого времени», — рассказывает старший научный сотрудник ИАЭТ СО РАН кандидат исторических наук Светлана Владимировна Шнайдер.
Впервые стоянка Ошхона была исследована в 1960-х годах советским археологом Вадимом Александровичем Рановым. Благодаря тщательной методике раскопок в культурном слое этого памятника удалось обнаружить небольшую коллекцию древних изделий, выполненных из кости: подвески, бусины-пронизки и фрагмент кости с гравировкой. Ученые установили, что они использовались как личные украшения — собранные в ожерелье или нашитые на одежду. «Украшений из кости этого времени известно очень мало, это единичные находки. Поскольку регион суровый и холодный, органические материалы сохранились здесь очень хорошо, что позволило нам всесторонне их исследовать», — говорит Светлана Шнайдер.
Наука в Сибири Артефакты из кости
«Мы провели экспериментально-трасологический анализ — попытались реконструировать основные приемы производства бусин и подвесок со стоянки Ошхона, анализировали то, как происходило изнашивание артефактов при их использовании человеком, — рассказывает младший научный сотрудник ИАЭТ СО РАН Александр Юрьевич Федорченко. — Чтобы изготовить эти украшения, человеку со стоянки Ошхона предстояло выполнить определенный алгоритм или последовательность действий: подобрать кость или зуб подходящей формы и размера, путем разбивания или вырезания кости получить заготовку, которую после обрабатывали строганием и шлифовкой, сверлением и полировкой».
Затем исследователи провели зооархеологический анализ и масс-спектрометрическую пептидную дактилоскопию (ZooMS): изучили небольшие фрагменты костей, послуживших материалом для украшений. Таким образом удалось установить, каким животным принадлежали эти кости. Эти работы осуществлялись совместно с учеными из Института истории человечества Общества Макса Планка (Германия) и коллегами из Оксфордского университета (Великобритания) при поддержке Российского научного фонда в рамках проекта «Происхождение производящего хозяйства в горной части Центральной Азии». Статья об итогах этого исследования опубликована в Quaternary International. Статья об итогах этого исследования опубликована в Quaternary International.
Исследователям удалось установить, что жители стоянки Ошхона использовали для изготовления украшений ту фауну, которая была доступна в те времена на Памире. В ход шли кости и хищников (например, диких представителей семейства кошачьих), и травоядных, которых употребляли в пищу (оленя, козы, овцы, зайца).
Затем ученые сопоставили свои находки с уже известными данными по украшениям этого времени, найденным на других стоянках Центральной Азии. «Мы провели большую поисковую работу, привлекая огромный массив опубликованных источников, чтобы понять, как именно украшали себя древнейшие обитатели различных районов этой обширной территории — будь то Ферганская долина, междуречье Амударьи и Сырдарьи, Тянь-Шань или Прикаспий», — говорит Александр Федорченко.
Наука в Сибири Следы сверления на подвески из кости
Результатом этой работы стала обширная база данных. Оказалось, что кость в качестве материала для изготовления подвесок и бус была характера именно для горной части Центрально-Азиатского региона — Тянь-Шаня, Памира и Алтая. Тогда как народы, проживающие на относительно равнинных территориях, например на побережье Каспийского моря, предпочитали делать украшения из раковин моллюсков, а обитатели пустынных и полупустынных Кызылкума и Каракума — из мягких минералов, поделочных камней (таких как лазурит или белый мрамор).
Результаты исследования позволили проследить и изучить традицию обработки кости, развитую на территории Памира и проявлявшуюся в том числе в изготовлении личных украшений. Археологи предположили, что люди, заселяющие Памир, были связаны с населением горных районов Тянь-Шаня, возможно, мигрировали оттуда. «Эта гипотеза пока не подтверждена, но она хорошо соотносится с найденной коллекцией украшений», — отмечает Светлана Шнайдер. Костных останков людей на стоянке Ошхона не сохранилось, поэтому ученые пока могут опираться только на дошедшие до наших дней предметы. «Уникальность нашей работы в том, что артефакты со старых раскопок сейчас можно изучать с применением самых новых методов. Благодаря этому они могут рассказать о древней истории еще очень много», — говорит Светлана Шнайдер.
Материал предоставлен порталом »Наука в Сибири»