Космический телескоп Джеймс Уэбб полностью раскрыл зеркало. Главные научные новости сегодня

11.01.2022, 20:06
Новости 11 января. Космический телескоп Джеймс Уэбб уже пролетел более 1,2 миллиона км, раскрыл зеркало и развернул солнечный экран. Пилотируемый полет ракеты-носителя «Ангара-А5М» запланирован на 2025 год. Миссия NASA Artemis 1 протестирует работу космического интернета. В образцах лунного грунта, доставленных китайским зондом «Чанъэ-5», обнаружена вода.
Владимир Губайловский
Джеймс Уэбб с раскрытым зеркалом (золотое) и солнечным экраном. NASA

В 2022 году начинается миссия NASA Artemis 1 по освоению Луны. Запланированы полеты к Луне спутников Роскосмоса и Южной Кореи. На трассе Земля — Луна будет оживленно

Космический телескоп Джеймс Уэбб уже пролетел более 1,2 миллиона км — 80% своего неблизкого пути. (Это больше трех расстояний до Луны). Осталось — немногим меньше 300 тыс. км до точки Лагранжа, где космический телескоп «припаркуется». По дороге Джеймс Уэбб занимается важнейшим и сложнейшим маневром: раскрывает солнечный экран и зеркало телескопа. 8 декабря были развернуты последние 3 из 18 шестиугольных зеркальных сегментов. Они соединились вместе в один покрытый золотом «космический глаз» диаметром 6,5 метра. После этого началась калибровка зеркальных сегментов. Но главная работа по развертыванию телескопа уже успешно завершена.

Третий по счету испытательный пуск тяжелой ракеты-носителя «Ангара-А5» состоялся в конце 2021 года. Сейчас идет разработка модернизированного варианта ракеты «Ангара-А5М». Ее первый беспилотный пуск запланирован на 2023 год. Запуск «Ангара-А5М» с пилотируемым кораблем и экипажем, по сообщению Роскосмоса, запланирован на конец 2025 года.

На март 2022 года запланирован старт миссии NASA Artemis 1. Ракета-носитель Space Launch System выведет на орбиту корабль «Orion». Он без экипажа отправится к Луне. На борту корабля будет размещен цифровой помощник Alexa с голосовым управлением и технология видеоконференций Webex от Cisco. Между Землей и Луной существует двухсекундная задержка сигнала, а связь в космосе пока довольно неустойчивая. Alexa придется работать самостоятельно вне постоянной связи с наземными облачными хранилищами, от которых зависит ее наземная версия. Работе голосового помощника должна помочь специально разработанная система Callisto. Система будет проводить постоянную трансляцию с борта корабля. Инженеры планирует провести тестирование систем связи лунного корабля с Землей и работу интернета на окололунной орбите.

Если «Orion» еще только собрался к Луне, то китайский зонд «Чанъэ-5» в декабре 2020 года уже вернулся на Землю и доставил почти 2 кг лунного грунта. Исследователи изучили его и обнаружили в лунных образцах  воду. «Чанъэ-5» забрал пробы лунного реголита в области Океана Бурь. Она находится в западной части видимой стороны Луны. Измерения, проведенные с помощью лунного минералогического спектрометра, показали, что в этих местах в грунте содержится 120 граммов воды на тонну. В вулканических породах количество воды составило 180 граммов воды на тонну. Специалисты считают, что вулканические отложения в перспективе могут быть полезны для обеспечения жизнедеятельности человека на лунных базах в низких широтах, где вероятность образования ледяных отложений меньше. Сейчас основные запасы воды на Луне планируется найти в районе Южного полюса.