Космический телескоп «Джеймс Уэбб» обнаружил две старейшие галактики

Космический телескоп NASA «Джеймс Уэбб» обнаружил две старейшие галактики. Известно, что одна из них образовалась через 350 млн лет после Большого взрыва, а другая — через 450 млн лет.

Космический телескоп «Джеймс Уэбб» обнаружил две старейшие галактики

По текущим представлениям космологов, первые галактики появились во Вселенной примерно через 300–400 миллионов лет после Большого Взрыва, когда ее материя успела остыть до температур, при которых могут формироваться холодные облака из газа, внутри которых возникают звезды. Ученые уже несколько десятилетий ищут и изучают свойства подобных галактик в надежде раскрыть их роль в химической эволюции мироздания.

Исследователи воспользовались снимками, сделанными «Джеймсом Уэббом», для поиска аналогов галактики GN-z11, одного из самых далеких объектов ранней Вселенной. Ее свойства изучили при помощи «Хаббла» и других космических и наземных обсерваторий. Для обнаружения древних галактик ученые воспользовались характерными особенностями спектра подобных объектов, которые отражают взаимодействия излучения их молодых и ярких звезд с окружающими скоплениями пыли и газа.

Как оказалось, на первых снимках «Джеймса Уэбба» присутствуют сразу два таких объекта: GLASS-z12 и GLASS-z10. Первый из них удален от Земли на 13,4 млрд световых лет, а второй — на 13,3 млрд световых лет, что делает их ровесниками GN-z11. По форме и размерам обе эти галактики оказались очень похожи на GN-z11 и другие древнейшие скопления звезд, однако при этом их яркость оказалась значительно выше ожидаемой.

Последующие наблюдения за GLASS-z12 и GLASS-z10 и изучение полученных спектров этих галактик, как надеются астрономы, помогут им раскрыть причину аномально высокой яркости этих объектов, а также понять, какие звезды присутствовали внутри них. Эти сведения критически важны для понимания того, как Вселенная становилась прозрачной для электромагнитных волн и как она насыщалась тяжелыми элементами.