Космическая эра Бенедикта Редгроува: трибьют в честь высадки на Луне
Скафандр Extravehicular Mobility Unit (EMU). Американский скафандр для выхода в космос. Скафандр был запущен в эксплуатацию в уже далеком 1981 году вместе с началом полетов многоразовых челноков Space Shuttle. Важнейшие элементы верхней части скафандра — это шлем с выпуклым визором, дизайн которого унаследован от «лунных» A7, и «жесткий торс» — своего рода кираса, которую астронавт надевает под внешнюю оболочку скафандра. EMU -один из двух скафандров, применяемых для выхода в космос обитателями МКС. Второй — российский «Орлан».
В финале проекта у Редгроува получились две сотни изображений, на которых запечатлены космические корабли — от ранних капсул 1960-х и лунного посадочного модуля до перспективной CTS-100, роботы-андроиды и разнообразные инструменты. Эти снимки не только сделаны с высочайшим разрешением, но еще и подверглись сложной цифровой обработке, чтобы полностью отделить их от фона и представить артефакты космической эпохи в уникальном энциклопедическом качестве.
Бионическая рука-перчатка Созданный в стенах NASA и General Motors прототип экзоскелета для кисти и предплечья. Он позволяет человеку с легкостью поднимать тяжелые детали и манипулировать ими. Вес ощущается как минимум вдвое меньшим. Перчатка повторяет действия человеческой руки благодаря искусственным сухожилиям, которые являются бионической копией природных. Сам прототип весит менее килограмма. На фото показаны «внутренности» экзоскелета, без укрывающей его искусственной кожи.
Впечатления младенчества
Бенедикт Редгроув, прославивший достижения NASA, не американец, как можно было бы предположить, а британец, родившийся в 1969 году неподалеку от Рединга, города, прославившегося старинными церквями, «Балладой Редингской тюрьмы» Оскара Уайльда и знаменитым рок-фестивалем. Сейчас художник живет в Лондоне, регулярно посещая при этом Нью-Йорк, Лос-Анджелес, Париж и Рим. Очевидно, что хай-тек был и остается главным объектом вдохновения мастера. В его портфолио множество работ, сделанных для глобальных рекламных кампаний таких брендов, как BMW, Aston Martin, BAЕ, GE и других.
Капсула Boeing CTS-100 Starliner. Вторая американская (после Crew Dragon) обитаемая космическая капсула, которая должна начать пилотируемые полеты в космос после закрытия программы Space Shuttle. Должна, но пока не начала. Состоялся лишь один беспилотный полет, который нельзя назвать полностью успешным. На фото первый (испытательный) корпус космического корабля стоит на стенде Центра космических исследований в штате Флорида.
Год собственного рождения имеет для Бенедикта особый смысл: он не только горд быть ровесником первой лунной высадки, но воспринимает человека на Луне как одно из самых ранних своих впечатлений. В память врезалась черно-белая картинка с низким разрешением: именно так выглядели репортажи с Луны. Конечно, это вряд ли мог быть 1969 год, но, как известно, последняя миссия отправилась к ночному светилу уже в 1972 году.
Ровер Все космические «роверы», на которых американские астронавты катались по Луне в ходе миссий 15, 16 и 17, остались на поверхности нашего ночного светила. Однако камере Редгроува оказался доступен тренажер, ничем не отличающийся от оригинальных «багги». Электропланетоход построила корпорация Boeing. Вес — 210 кг, максимальная загрузка — 490 кг.
Красота утилитарности
Что особенно поражает художника в артефактах космической эры, так это сочетание их утилитарности, конструкции, нацеленной на четкое выполнение определенных функций, с красотой, подлинной эстетичностью.
«Я хотел бы передать зрителю свое восхищение и удивление всеми этими предметами, — говорит автор, — чувство восторга, благоговения и безграничной радости, которые вселяют в меня произведения конструкторской и инженерной мысли, всю ту энергию, которую я получаю от них. Название проекта — Past and Present Dreams of the Future, что можно перевести как «Прошлые и нынешние сны о будущем».
Скафандр Самый ранний американский космический скафандр. В таких костюмах астронавты летали на Gemini. Американская космическая программа — прямой потомок авиационных программ, и первые скафандры астронавтов внешне напоминали высотные костюмы пилотов.
Редгроуву посчастливилось поработать на самых разных объектах NASA, и при этом он везде встречал помощь и поддержку со стороны представителей агентства. Фотограф снимал внутри знаменитого Музея воздухоплавания и космонавтики в Вашингтоне, его допустили на тестовую площадку компании Boeing, где завершаются работы над новейшей обитаемой капсулой. Также Редгроуву был открыт доступ в Лабораторию лунных образцов, где можно было поснимать привезенный с Луны реголит.
Робонавт Редгроуву прекрасно удалосьпередать все малейшие детали конструкций NASA. На фото один из проектов роботизированного помощника астронавтов. Можно хорошо рассмотреть сочленения конечностей, трубки и прочие узлы «умной» машины.
В нашем журнале мы представили только несколько работ Редгроува из его обширного собрания. Среди тех, что не вошли в подборку, тоже немало интересного. Например, Surface Exploration Vehicle. Это разработанный по заказу NASA прототип планетохода будущего. У него размеры обычного пикапа-внедорожника, однако опирается он на три оси с двумя парами сдвоенных колес на каждой. Машина будет обладать герметичной кабиной, в которой поддерживается комфортное для астронавтов давление. По сути это сухопутный космический корабль, в котором транспланетные путешественники смогут работать, спать и отправлять все естественные надобности в течение двух недель. Скорость машины — 10 км/ч, однако при этом она сможет взбираться на сорокаградусные склоны. Планетоход также сможет «приседать» (подобно автобусам, в которых есть опция посадки для людей с ограниченными возможностями), но цель в данном случае — позволить астронавтам разглядеть вблизи особенности рельефа, не выходя из кабины.
Робот Робонавт-2 — робот-андроид, созданный в помощь астронавтам МКС. Стоит обратить внимание на особенную конструкцию «ног» робота. Они специально предназначены для передвижения в условиях невесомости. Робот не ходит на них — он ими цепляется за стены станции.
Льды и облака
Любовь к точным линиям, вычисленным формам автомобилей, самолетов, космических кораблей компенсируется у Редгроува культом бесформенного. В рамках проекта Everything & Nothing (англ. «Все и ничего») Бенедикт снимал облачные пейзажи, которые существуют сами по себе, не привязаны к земной поверхности, не имеют контрастных переходов цвета и форм. Его работы — это просто прямоугольники, заполненные туманными очертаниями. В них автор хотел бы увидеть ощущение спокойствия и одиночества в сфере, разделяющей Землю и космос.
Челнок Кабина космического челнока Space Shuttle. Совершенно непонятно, как человек может вместить в свою память название и назначение всех этих индикаторов и приборов. Цифровые дисплеи сейчас привычный элемент приборных панелей даже в автомобилях. Но «шаттл» впервые отправился в космос в 1981 году, и тогда все это выглядело очень инновационно.
Другая тема — снимки ледяных полей в океане. Здесь схожая эстетика. На снимках Редгроува мы видим туманные поля растрескавшихся льдин, сознательный уход от кристально четких форм, которые присутствуют в работах фотографа, посвященных технике. Название серии работ — «Лед плывет». Это лаконизм, отражающий мистический восторг автора не только перед инженерной мыслью, но и перед бесконечной стихией.
Кентавр Эволюция создала человека двуногим, но для робота, даже андроидного, ноги могут быть не самым лучшим средством передвижения. Гораздо оптимальнее колеса. Вот такого «кентавра» сконструировали в стенах NASA для того, чтобы тот мог помогать астронавтам в путешествиях по поверхности небесных тел. Соединение андроидного торса с колесной платформой оказалось весьма интересным решением, особенно если учесть, что колеса эволюция не создала: оно является исключительно плодом человеческого гения.