Кошачья терапия: исследование показало, что кошки могут поддерживать и лечить

Уникальное исследование провели специалисты Вашингтонского государственного университета вместе с бельгийскими коллегами. В ходе работы исследователи опросили сотни владельцев кошек в Бельгии, используя стандартизированную систему оценки поведения животных. При этом ученые обнаружили ряд важных различий между кошками, которые уже участвуют в программах зоотерапии, и остальными домашними питомцами.
«Существует стереотип, что кошки не подходят для такой работы, но наше исследование доказывает, что некоторые из них могут прекрасно себя чувствовать в подобных условиях», — говорит руководитель работы, профессор Патрисия Пендри. По ее словам, кошки-терапевты демонстрируют те же поведенческие черты, что и собаки, принимающие участие в программах помощи: они общительны, охотно взаимодействуют с людьми и не боятся внимания.
Оказалось, что такие кошки более дружелюбны не только по отношению к человеку, но и к своим сородичам, чаще сами ищут внимания и гораздо спокойнее реагируют на физический контакт, в том числе, согласны лежать на руках, а ведь многие кошки этого не любят. Этот аспект особенно важен, ведь именно нежелание кошек терпеть навязчивые ласки является основной причиной распространенного стереотипа, согласно которому пушистые мурлыки не могут быть терапевтами.

Долгое время зоотерапия была практически полностью ориентирована на собак, именно под этих животных разрабатывались программы и методики. Однако включение кошек в такие программы может сделать их более доступными и разнообразными. Не всех людей привлекает энергичный и восторженный характер собак — для кого-то гораздо приятнее спокойное присутствие мурлыкающего питомца. Кроме того, есть люди, которые в силу различных причин боятся собак и из-за этого не могут воспользоваться программами зоотерапии.
Тем не менее Пендри предупреждает, что далеко не каждая кошка подходит для такой работы. В отличие от собак, которых специально обучают для службы, у кошек терапевтические способности, похоже, заложены на уровне индивидуальных особенностей характера и обучить им мурлык невозможно. Некоторые породы, такие как рэгдоллы или мейн-куны, считаются более общительными, однако исследование не выявило связи между породой и способностью к терапевтической деятельности: скорее всего, индивидуальные черты характера конкретных кошек играют большую роль, чем породы.
На данный момент кошки иногда участвуют в программах зоотерапии, но случается это в основном в Европе. В США такая практика пока остается редкостью, большинство больниц и университетских кампусов продолжают полагаться на собак.

Несмотря на обнадеживающие результаты, ученые подчеркивают, что до того, как полноценно внедрять кошек в терапевтические программы, им придется выяснить немало важных аспектов. Например, следует узнать, насколько «терапевтические» черты поведения кошек являются врожденными или приобретенными, а также решить, как обеспечить благополучие самих животных, чтобы участие в программах такого рода не стало стрессом для них самих. Пока что кошки остаются недооцененным ресурсом в сфере зоотерапии, но по мере роста интереса и появления новых исследований ситуация может измениться. Возможно, в будущем они станут работать бок о бок со своими коллегами-собаками, принимая ласку и оказывая эмоциональную поддержку тем, кто в ней нуждается.
Тем временем ученые выяснили, бывают ли у кошек друзья.