Конвейер встал: Call of Duty и Assassin’s Creed на краю краха?

В интернете пару-тройку лет назад гуляла картинка, где пылесос сравнивался с новой частью Call of Duty. Общего немного: оба сосут, и оба связаны с грязью. Различий ещё меньше: пылесос прослужит много лет, а Call of Duty — до следующей осени. Появится свежий выпуск, отменяющий предыдущий — и так годами. Картинка, пожалуй, дурацкая, но идеально описывающая ежегодное производство популярных игровых серий несколько лет назад: один выпуск от другого отличается минимально, но это никого не смущает — продажи под облаками, метаскор упирается в потолок, все довольны, всем спасибо.

Конвейер встал: Call of Duty и Assassin’s Creed на краю краха?

В начале 2016 года всё стало несколько иначе — Need for Speed окончательно перевели на двухлетний цикл; поговаривают, что такая же участь ждёт Assassin«s Creed. Тиражи конвейерных флагманов к каждому новому выпуску неуклонно падают, даром что над некоторыми сериями трудятся по три (а то и более!) студии. Общественность быстро теряет интерес: Far Cry, прилаженный к французско-канадским станкам всего несколько лет назад, успел выдохнуться. Отсюда и Primal, манящая инновациями и рвущим шаблоны доисторическим сеттингом. Что же случилось — завод встал, конвейер надоел, шаблон затрепали до дыр? Вообще-то ни то, ни другое, ни третье —, но кое-что в мире действительно скоро поменяется.

Маленький игровой заводик

Появление самого конвейерного принципа производства видеоигр принято связывать со спортом. Виртуальным. В 1993 году EA соорудила из кучки пикселей и вымышленных имён почти настоящий футбол. Через год сделала то же самое, но с новыми клубами и составами — и провалилась в сокровищницу: люди явно дали понять, что они не против каждые 365 дней покупать диск или картридж с одной обновлённой цифрой. С тех пор EA ежегодно гоняет золотые вагоны по изумрудным футбольным полям, каждый раз точечными мазками дополняя огромное полотно:»мы улучшили физику защитников при отборе мяча и увеличили детализацию причёски Пьерлуиджи Коллины!…» Хор радостных визгов и обильный лифчикопад прилагается.

Конвейер встал: Call of Duty и Assassin’s Creed на краю краха?

Впрочем, странно упрекать FIFA во вторичности. Особенно — в симуляторе спортивной игры, последнее крупное нововведение в которой датировано 1970-м годом. Ловкий приём вскоре экстраполировали на все заметные спортивные состязания, и каждый год виртуальные футболисты, хоккеисты, баскетболисты и регбисты покорно покупают слегка подкрашенную версию их любимой игры.

Ближе к началу двухтысячных издатели смекнули, что не симуляторами едиными: например, под схему ежегодного производства отлично подходят приключенческие экшены (Tomb Raider тому ярчайший пример) и шутеры от первого лица. Особенно про Вторую Мировую. В 1999-м, когда идея боевика на консолях ещё вызывала лёгкий треск шаблона, на первой PlayStation появилась «Медаль за отвагу». Медалей вскоре стало — что у известного генерала из известной сказки, и не только на PlayStation. Военная серия разрослась по всем платформам, неизменно эксплуатируя одну тематику: Вторая Мировая, подлые немцы, доблестные силы сопротивления. На благодатном поле быстро взрастили и вторую дойную корову — Call of Duty, которая, вымахав, сожрала не только непосредственного соперника, но и вообще всё, что не успело разбежаться.

К концу двухтысячных в портфеле каждого крупного издателя красовался свой долгоиграющий проект. Activision пошла дальше всех, каждый год снабжая развлечениями не только суровых подростков, но и детей. Например, Skylanders скроен по шаблону не меньше, чем все спортсимы EA Games, вместе взятые по одному делу. Кстати, не стоит думать, будто конвейер присущ только американским или европейским компаниям. Полтора десятка выпусков Tales of и Final Fantasy не дадут соврать: у японцев керосин по этой части тоже не скудеет.

Что же сейчас?

Сейчас вокруг ежегодных серий раскинулось негативное поле: надоело. Несмотря на ряд объективных достоинств, вроде образцово-показательного онлайна, Black Ops III остаётся в голове мутным пятном, перемазанным Black Ops II. Assassin«s Creed всё ещё таскает за собой костыли, подобранные девять лет назад. Последний NFS — даром, что брал тайм-аут — напоминает практически все выпуски «Жажды скорости», вываленные после Porsche Unleashed. Игры вообще перестали удивлять, а уж сто раз перекопировавшие себя бренды тем более. В партии в новую FIFA осталось самобытности не больше, чем в походе за гамбургером от сетевого фастфуда.

Конвейер встал: Call of Duty и Assassin’s Creed на краю краха?

В принципе, в этом нет ничего плохого: знаковый брэнд, как минимум, может гарантировать уже исследованный опыт и определённый (часто высокий) уровень качества. Покупая игру, еду или машину со знакомым названием, вы примерно понимаете, что от этого товара ждать. В наше время избыточного предложения такой островок постоянства — способ уберечь нежно любимые шаблоны от лишних разрывов. Но человек — существо крайне любознательное: волосатые предки так и сидели бы на пальме, если бы не перманентное желание сунуть свой нос куда-нибудь, где его ещё не прищемляли. Имея психологическую зависимость от мягкой стабильности, аудитория парадоксальным образом хочет нового экспириенса. Рано или поздно ей надоест отстреливать террористов и зомби (хотя тут сомнения), и она выйдет из уютной пещеры искать приключения иного толка.

Конвейер встал: Call of Duty и Assassin’s Creed на краю краха?

Видимо, из-за этого в последние несколько лет в игровом сообществе чрезвычайно вырос спрос на нешаблонное развлечение, зачастую реализованное, впрочем, с уходом в крайности (вспоминаем Shower With Your Dad). Но какой бы дикой ни была альтернатива, сам её факт подчёркивает — люди наконец-то захотели нового. Опять же, освежите в памяти фанатичное бурление интернетов на увольнение Кодзимы — столь сильная поддержка небесспорного, но яркого автора говорит: достали ваши шаблоны, давайте что-то оригинальное. И в этом свете возможный переход Assassin«s Creed на двухлетнюю систему — не обычный производственный момент, а тонкий голос грядущих перемен. Тенденция ещё не наметилась, но прямо на наших глазах рождаются предпосылки к ней.

Ветер перемен

И что же будет? Чтобы ответить на вопрос, необходимо отмотать к началу текста. Когда появилась Medal of Honor, «шутер по Второй мировой» казался удивительно свежей и востребованной штукой. Через несколько лет от этого словосочетания хотелось похвастать обедом. В моду вошли боевики про современную войну: дроны, кибертеррористы, Ближний Восток, спецназ. Теперь это такая же пошлость, как шутки про офисный планктон. В 2007 году сценарий про связь древнего Востока с современностью через специальный аппарат виделся практически линчевским сюжетом. Сейчас кто-нибудь вообще читает диалоги в Assassin«s Creed?

Конвейер встал: Call of Duty и Assassin’s Creed на краю краха?

Если заглянуть в историю, можно увидеть, что конвейер работал всегда, но и парадигма менялась регулярно. Тысячи игровых автоматов с клонами «Понга», завезённые во все бары Америки, уступили место Atari 2600. Которая сгинула под тяжестью наскоро слепленных идентичных игр — последней каплей стала E.T. В 90-е гремел Megaman — шесть частей только для NES! —, но со временем приелся, и теперь волнует только секту ретроградов, зависших в прошлом веке. Конвейер никуда не денется — индустрия всё так же будет штамповать то, что в тренде.

Конвейер встал: Call of Duty и Assassin’s Creed на краю краха?

Другой вопрос, конечно, что будет модно через несколько лет, когда сдуются нынешние мастодонты. Доминантой вновь станет Вторая Мировая? Изометрические RPG? Или на полную скорость выйдут интерактивные новеллы в духе творений Дэвида Кейджа (не дай Бог, конечно). Предсказать сложно. Единственное, что можно сказать наверняка — вам понравится. А потом наскучит. А потом достанет. А потом осточертеет. И вы напишете в комментариях: «сколько можно, верните шутеры про кибертеррористов!»

Автор текста: Илья Божко

Источник:  4pda.ru


©  4PDA