Консьюмеризация? Революция!
Сегодня во многих домах есть не один, а несколько компьютеров, планшетов, смартфонов, которые активно используются всеми членами семьи. При этом их владельцы могут не иметь никаких специальных знаний в области ИТ. Эту тенденцию, а также те изменения в подходе к разработке ПО, устройств и интерфейсов, которые с ней связаны, часто называют консьюмеризацией ИТ. Логичнее было бы говорить об информатизации общества, но, вероятно, это один из тех случаев, когда мы жертвуем логикой в пользу благозвучности.
С того самого момента, как в продаже появился первый персональный компьютер для дома, ИТ были обращены к пользователю. Чтобы войти в повседневную жизнь большинства разумных обитателей нашей планеты, им потребовалось всего 30 лет — ощутимо меньше, чем электротехнике, автомобилю или пассажирским авиаперелетам. Это тем более удивительно, что наиболее популярные технологии, такие как видео-телефония, беспроводной интернет, социальные сети, интернет-торговля и интернет-медиа появились и получили развитие буквально в течение последних 10 лет. Как только люди увидели в ИТ то, что им действительно нравится, информатизация общества стала одним из важнейших экономических и социальных процессов, а ее темпы превзошли самые смелые прогнозы.
Логичным следствием массового проникновения ИТ стало желание офисных работников использовать в бизнесе привычные сервисы, сценарии и устройства (одно из значений словосочетания «консьюмеризация ИТ»). Возникла и внедрена некоторыми компаниями программа BYOC (bring your own computer), которая предлагает сотруднику работать с собственным компьютером. В Microsoft все сотрудники получают современные ноутбуки и смартфоны (после выхода Windows 8 — и планшеты). Также поощряется использование собственной техники, если это не противоречит политикам безопасности. Сегодня есть целый ряд программных решений, позволяющих компаниям поддержать этот тренд и сделать работу сотрудников на собственных устройствах комфортной и безопасной.
Более того, на сегодняшнем уровне развития технологий, особенно облачных вычислений и пользовательских интерфейсов, вообще не осталось смысла делить какие-то аппаратные или программные решения на корпоративные и пользовательские. Умение работать с теми или иными программами больше не является самостоятельной ценностью для сотрудника, на первый план выходит умение использовать технологии для анализа и синтеза информации, осуществления коммуникаций и взаимодействия. Мы видим, как в целом ряде случаев работа и развлечения или, если угодно — дом и офис, не просто сближаются, но даже взаимопроникают и смешиваются.
Сегодня некоторые заслуженные ИТ-специалисты в интернете упрекают современные интерфейсы и ПО в излишней простоте, консьюмеризованности. «Если бы у меня в детстве был современный смартфон или планшет, я никогда не заинтересовались бы программированием», — говорят они. В действительности сегодняшний уровень простоты интерфейсов и способов взаимодействия человека с компьютером не является достаточным. За 30 лет было пройдено очень большое расстояние, но мы еще только в начале пути, который должен привести к полному исчезновению коммуникационных барьеров между человеком и машиной. И Microsoft делает очень многое для скорейшего достижения этой цели.
Мы уже неоднократно рассказывали про новые сервисы, устройства, интерфейсы и технологии, разрабатываемые в Microsoft Research (интерактивные экраны, распознавание естественного языка и жестов, искусственные нейронные сети и анализ больших данных в облаке). Все они могут использоваться как профессиональными учеными, исследователями, ИТ-шниками, так и простыми пользователями — у них нет жестко очерченной целевой аудитории или области применения.
Похоже, что разделение процесса развития ИТ на два самостоятельных направления (технологии для пользователей и профессионалов) осталось в прошлом, а время замкнутых и заносчивых носителей технологических знаний уходит. ИТ и возможности, для самореализации, которые они предлагают, становятся достоянием всего человечества. А слова, которые мы будем использовать для обозначения этого процесса — это уже вопрос семантики.