Конкурентный рынок телемедицины: есть ли место для новых стартапов
Руководитель проекта «Мобильный доктор» Альберт Муртазин о перспективах развития телемедицинских сервисов.
Этим летом телемедицина получила официальное признание: с 1 января 2018 года в законодательную базу вводится определение «медицинская помощь с применением телемедицинских технологий». Согласно новому закону, телемедицинский сервис должен предоставляться медицинской клиникой или провайдером телемедицинской платформы.
Закон не стал компромиссным между консервативно настроенными чиновниками и представителями ИТ-бизнеса. Несмотря на ожидания работающих в сфере телемедицины компаний, закон запрещает ставить диагнозы и назначать лечение при телемедицинской консультации, даже если ситуация пациента не сложна для диагностики.
Необходимость получать медицинскую лицензию и соответствовать всем требованиям законодательства в этой сфере усложняют вход на рынок. Тем не менее, сегодня в сторону телемедицины смотрит большое количество стартапов, каждый месяц появляются новые игроки. Причина этому — хорошее освещение темы в СМИ и рост количества запросов на онлайн-консультации.
История показов по месяцам в сервисе «Яндекса» «Подбор слов» по запросу «врач онлайн»:
История показов по месяцам по запросу «телемедицина»:
Понимают ли стартапы, какой объем рынка телемедицины в России на сегодняшний день? Обычно для исходных данных берут объем рынка медицинских услуг, что совсем некорректно, и мы объясним почему.
В России смешанная модель здравоохранения, то есть расходы на медицину складываются из государственных и частных расходов. По данным руководителя Высшей школы организации и управления здравоохранением Г.Э. Улумбековой, за 2014 год общие расходы в здравоохранении составили 3,97 триллионов рублей.
Впечатляющая сумма, но важно знать, что она в себя включает. 65% или 2,57 триллионов рублей составляют государственные расходы, о которых частному бизнесу можно забыть. Из оставшихся расходов нужно вычесть 53% на лекарственные средства, 6% на оплату санаторно-курортных услуг. Остается 130–140 млрд рублей рынка ДМС и 470 млрд рублей расходов на платные медицинские услуги.
По данным официальной отчетности, опубликованной на сайте Банка России, в 2016 году темп роста выручки сегмента ДМС составил 6,8%.
Ведущие игроки рынка телемедицины анонсируют доходы в несколько миллионов рублей за прошедший год, причем весь существующий рынок встроен в продукты страховых компаний, в первую очередь ДМС.
Таким образом, сегодня доля телемедицины составляет менее 0,1% объема рынка ДМС. Прогнозируемое увеличение на 1–2 порядка, до 10%, ожидается в течение ближайших 2–3 лет.
Прямые расходы населения на платные медицинские услуги тоже продолжают расти, прогнозируемая их сумма в 2017 году — не менее 500 млрд рублей. Сегодня в денежном выражении эти расходы превышают расходы на ДМС.
По прогнозам, в течение ближайших трех лет большая часть населения предпочтёт часть обращений в клинику контакту со специалистом онлайн. По опыту работы сервиса «Мобильный доктор», не менее 20% визитов можно заменить телемедицинской консультацией. Большую потребность в удаленных консультациях имеют клиенты из регионов: доля этих консультаций составляет 72,6%.
Для ответа на вопрос, нужно ли телемедицинской компании пытаться найти свой рынок среди конечных пользователей, можно посмотреть на пример успешного стартапа — Docdoc. Компания помогает пациентам и клиникам коммуницировать — вести запись к медицинским специалистам. При этом одним из следующих этапов развития является выход на рынок телемедицинских консультаций.
Всего на сегодняшний день сформировалось четыре вида бизнес-моделей.
Онлайн-клиники без офлайна — это «Мобильный доктор», «Онлайн доктор», «Getdoctor»
Возможные каналы продаж — совместные программы с клиниками, в которых онлайн-клиника должна выступать провайдером услуг либо контакт-центром с врачами, продажа годовых подписок через компании, встраивание продукта в комплементарные предложения игроков из других рынков.
Компании этой группы могут себя позиционировать как независимые и не заинтересованные в лидогенерации в собственные клиники.
Офлайн-клиника с онлайн-услугами — «Доктор рядом», «АВС-медицина», «Док+» и другие.
Эти компании имеют устойчивую бизнес-модель в отношении офлайн-визитов и экспериментируют с онлайном. Таким образом они стараются увеличить загрузку врачей, конвертировать онлайн-консультации в офлайн-визиты, увеличить лояльность клиентов и повторные покупки.
Агрегатор с функцией записи к врачу — Docdoc, «Яндекс.Здоровье», «Медкомпас» и другие
Для этой группы компаний логичным продолжением лидогенерации является консультация в онлайне. Ряд компаний уже запустили на своей платформе информационные консультации, другие планируют начать оказывать подобные услуги. Кроме прямых доходов от консультаций, перспективным является доход от разнообразных партнерских программ.
Маркетплейс — «Здоровье Mail.Ru», «Qapsula» и другие
В рамках маркетплейса одной стороной являются медицинские компании или врачи-индивидуальные предприниматели, а другой стороной пациенты. Сейчас стоит ожидать доходов не от одной из этих сторон, а на партнерских программах (лидогенерация, продажа лекарств).
***
В ближайшие годы деньги будут с трудом переходить из офлайна в онлайн-медицину. Чтобы телемедицинский сервис стал успешным, нужно знать, какие офлайн-услуги коммерческой медицины дистанционно будут оказаны более эффективно.
Для того, чтобы сформулировать свое уникальное предложение, нужно представить, как телемедицина будет интегрироваться в систему здравоохранения в ближайшие годы.
Есть свежие и понятные примеры: телемедицина это онлайн-банк 10 лет назад, когда абсолютное большинство населения требовало офлайн-отделения.
Точно так же и в онлайн-медицине сейчас: рынок находится на этапе ранних последователей, и, несмотря на бурный рост популярности темы, еще нескоро станет массовым.
© vc.ru