Конец света: почему ксенон вымирает, а галогенки будут жить вечно

Конец света: почему ксенон вымирает, а галогенки будут жить вечно

Вместе с самими автомобилями эволюционируют их комплектующие. Однако, тут как и в живой природе: одни виды с течением времени превращаются в сложное и интеллектуально развитое создание, другие как были крокодилами, так за тысячу лет ими и остались, пережив даже вымирание сородичей. Классические галогенки что те крокодилы — простые, архаичные и живучие, а ксеноновый головной свет скорее всего не переживет даже ближайший виток автомобильной эволюции. И вот почему.
f3e5b214bdaee1b5878fed3d38a07930_cropped
3 марта 2020 11:05

Яркость

Газоразрядные лампы с одной стороны хороши. Светят ярче и дальше, при этом потребляя на 20% меньше энергии. Световая температура у них выше чем у галогенок (в среднем 5000 К против 3500 К), а значит глаза утомляются меньше, так как чем холоднее свет, там ближе он по температуре к дневному. Газоразрядные лампы еще и долговечнее: галогенки в среднем «ходят» до 500 часов (в продаже есть лампы с ресурсом 1500 часов, но это экзотика), а срок службы ксенона запросто переваливает за отметку в 2500—3000 часов.

В процессе работы газоразрядные лампы значительно проседают относительно первоначальной яркости в 3200 лм светового потока, но делают это постепенно, вводя автовладельца в заблуждение. Со временем они светят все хуже, могут начать едва заметно мерцать, пока вовсе не перегорят. Галогенки за весь срок службы практически не теряют в яркости: светят изначально слабее ксенона (у лучших представителей до 1500 лм), но стабильно, вплоть до выхода из строя.

Конструкция

Поскольку газоразрядные лампы светят в основном ярче, стало быть требования к чистоте таких фар выше, а их устройство — сложнее. В Европе и России ксенон официально устанавливается только вместе с автокорректором и омывателем фар, если его световой поток выше 2000 лм. Корректор нужен для того, чтобы при разной загрузке автомобиля фары не «били» вверх и не слепили встречных водителей. Омыватель также стоит на страже безопасности встречного потока: при загрязнении фар ксеноновый свет неправильно рассеивается, слепнет сам и слепит окружающих.

Ксенону для работы требуется высоковольтный блок розжига, который выдает первоначальный импульс напряжением более 25000 В. Примечательно, что в силу конструкционной особенности, ксеноновая лампа ой как не любит прерывистые режимы работы (например, моргание фарами), вдобавок, в первую секунду после включения вспыхивает, но далее светит лишь на четверть, разгораясь полностью только спустя около десятка секунд. Плюс в самой фаре есть специальные механизмы управления фокусировкой линзы и шторкой управления дальним светом. Фара галогенного типа куда проще в разработке и устройстве, а значит надежнее — ломаться тут попросту нечему.

Цена

Основа основ, то, вокруг чего вертится чуть ли не весь мир — стоимость владения. И тут речь даже не про весь комплекс головного света. Просто возьмем две лампочки — галогенного типа и газоразрядные. Первые достойного качества можно найти в автомагазине по цене от 500 рублей за штуку (есть экстремальные варианты от 100 рублей за лампу), более совершенные от известного бренда с увеличенными сроком службы и яркостью стоят не дороже двух тысяч рублей. Ксеноновые лампы безымянного китайского производителя будут стоить как минимум тысячу рублей за штуку, те, что получше, — пару тысяч. За лампу от именитого немецкого бренда придется выложить не менее пяти тысяч рублей.

Против галогенок работает тот факт, что их приходится менять чаще, но если перегорела такая лампа, то максимальные затраты укладываются ровно в стоимость самой лампы. С ксеноном все сложнее. Если перегорает одна лампа, то автопроизводители настоятельно рекомендуют менять обе из-за разности яркости новой и старой газоразрядной лампы. Теоретически, блок розжига ксеноновой лампы выходит из строя редко и как правило при длительной езде с неисправной лампой. Но коли такое случилось, приготовьтесь раскошелиться: только запчасти обойдутся вдвое дороже, плюс работа (можно и самому поменять, но тут уж без гарантий).

Альтернативы

Вот уже не первый год буквально на пятки ксеноновой головной оптике наступает светодиодная. Сегодня она все еще дорога, но стремительно падает в цене, так как упрощается процесс производства и удешевляются компоненты. Надежность LED-ламп стремится к бесконечности, они более энергоэффективны по сравнению с ксеноном, создают высококонтрастную картинку освещения, благодаря более «синему» спектру. Многие автопроизводители постепенно отказываются от газоразрядных ламп, предпочитая LED-технологии, при этом базовые версии автомобилей даже премиальных марок оснащаются старыми добрыми галогенками.

Ещё больше по темам

Обсудить 0

Лучшее за неделю
Читайте также

©  Популярная Механика