Компакт-диск: почему он будет жить еще долго
Обсудить 0
Справедливости ради стоит отметить, что компакт-диск или аналогичный оптический носитель должен был появиться гораздо раньше. К концу семидесятых годов виниловые пластинки уже мало кого устраивали в силу ограниченной вместимости, неудобства использования и недолговечности. Даже маленькая царапинка могла не только привести к возникновению щелчков и перескакиванию иголки, но и вывести его «из строя», после чего винил оставалось только выкинуть.
Всех этих недостатков компакт-диск был лишен: на него можно было записать до 74 минут музыки, он был в разы меньше виниловых пластинок, упаковывался в удобную пластиковую прочную коробку и был не так восприимчив к царапинам. CD представлял собой поликарбонатный кругляш диаметром 120 мм с тончайшим металлическим слоем, куда записывалась информация, защищенная лаковым покрытием. Первоначально диск был способен вместить до 700 Мб информации, более поздние версии «растянули» до 900 Мб. Также был предложен вариант сингла — диска диаметром 89 мм, вмещающего 21 минуту музыки или 210 Мб информации. Однако последний особого распространения не получил в силу своей «урезанности», что сводило на нет его рыночные перспективы.
Дебют компакт-диска состоялся 17 августа 1982 года, когда компания PolyGram выпустила первый в истории компакт-диск: альбом шведской группы ABBA «The Visitors». В том же году появились первые проигрыватели компакт-дисков, и практически сразу же выяснилась одна неприятная деталь, за которую компакт-диск ругают и поныне — оцифрованная музыка звучала далеко не так хорошо, как это было обещано.
Характеристики воспроизведения для начала восьмидесятых годов прошлого века были замечательные, но многие аудиофилы восприняли компакт-диски в штыки. Очень быстро стало ясно, что старые добрые виниловые пластинки рано отправлять на свалку истории. Оказалось, что музыка — это не просто набор битов, считываемых полупроводниковым лазером, а нечто более деликатное, сложное и практически живое, что, по мнению некоторых аудиофилов, напрочь убила «цифра».
Тем не менее, завоевание мира компакт-диском было уже не остановить. Многие фирмы кинулись выпускать компакт-диск проигрыватели, которые прописались не только на стойках меломанов, но также стали включаться в состав миди- и минисистем. Затем появились магнитолы с CD-проигрывателями, а потом появились «дискманы» — потомки знаменитого кассетного «Уолкмана».
Звукозаписывающие компании подсчитывали свалившиеся на них сверхприбыли, так как по второму разу пришлось перевыпускать свои каталоги — теперь уже на новом носителе. Хорошо шли дела и у производителей электроники. А уж аудиопираты и вовсе были на седьмом небе от счастья. И только аудиофилы оставались недовольными, ругая компакт-диск при любой возможности. Вслед за первыми восторгами пришло время взглянуть на серебристый кругляш трезво. Выяснилось, что он отнюдь не вечный и приходит в негодность из-за царапин и потертостей, работа считывающего лазера не всегда бывает корректной, особенно в дешевых проигрывателях, да и сам лазер имеет ограниченный срок службы. Компакт-диск был удобен, но на роль супер-аудиоформата явно не тянул.
Это привело к тому, что многие компании приняли ряд мер, дабы нивелировать недостатки компакт-диска. Во‑первых, такие фирмы как Decca или Chesky Records начали выпускать записи аудиофильского качества. Выпущенные этими компаниями диски действительно звучали заметно лучше «ширпотреба», но и в этом случае ценители чистого звука все равно оставались недовольны. Во‑вторых, некоторые японские фирмы разработали новые механизмы, где диск и считывающий лазер «взаимодействовали» более стабильно.
Так, Pioneer разработала механизм Stable Platter, очень напоминающий миниатюрный виниловый проигрыватель, где компакт-диск укладывался лицевой стороной на вращающийся «стол». TEAC придумала еще более сложный механизм VRDS, в котором компакт-диск зажимался между двумя «блинами», что позволяло исключить паразитные колебания. Sony представила механизм, размещенный не внутри проигрывателя, а в выдвижном лотке, где диск фиксировался сверху массивной шайбой. Однако все эти меры так и не позволили компакт-диску окончательно победить виниловые пластинки, и два формата как существовали многие годы бок-о-бок, так существуют поныне. Более того, за последнее десятилетие наблюдается виниловый ренессанс, в то время как компакт-диск сдает позиции.
В девяностые и нулевые годы CD пережил небывалый взлет: на него обратил внимание компьютерный мир. На компакт-дисках миллионными тиражами стали выпускаться компьютерные программы, игры, а с появлением однократно записываемых дисков CD-R и перезаписываемых СD-RW популярность этого носителя достигла космических высот. Однако компьютер и компакт-диск оказались лишь временными «попутчиками». Вскоре диск перестал соответствовать требованиям по вмещаемому объему информации и его весьма оперативно сменил DVD. В настоящее время компакт-диск окончательно изгнан из компьютерной среды. Что касается мира аудио, то на смену старому доброму кругляшу пытались прийти (но так толком и не пришли) Super Audio CD и диск большой плотности HDCD. У этих форматов при незначительном улучшении характеристик нередко наблюдалась проблема с аппаратной совместимостью, что и определило их малую распространенность.
Компакт-диск оставался и продолжает оставаться единственным универсальным форматом аудиомира. При всех своих недостатках, многие из которых были заложены в него еще в момент рождения, и моральную старость, отправка на пенсию CD пока что не грозит. Дело в том, что у него нет достойного сменщика. Вернее, они есть, но пока никто не готов перевести аудиомир на новый носитель. В первую очередь, его могут снова не принять меломаны, которым совершенно не хочется обновлять свои коллекции ради сомнительных плюсов, которые запросто могут оказаться минусами. Про аудиофилов и говорить нечего: многие из них не приняли компакт-диск до сих пор. Так что CD в обозримом будущем ничего не угрожает, кроме снижения продаж, которые стабильно падают чуть ли не каждый год под натиском сжатого звука и падением популярности аппаратуры Hi-Fi.