Коммерческий корабль: тест Mercedes-Benz Sprinter Tourer
В полный рост
Так как в конструкции коммерческой автотехники улучшать уже давно почти нечего, в Mercedes-Benz сделали упор на дизайн и оснащение. Предыдущий Sprinter Classic все еще выпускается на заводе ГАЗ в Нижнем Новгороде, а этот, новенький и лощеный, приехал к нам прямиком из Дюссельдорфа.
В нем все выглядит ровно так, как и должно быть. Массивный передок с полностью светодиодными фарами роднит этот здоровенный фургон с легковыми моделями, кузов сделан как можно более обтекаемым, а чтобы ночью в такую громадину не влетали другие автомобили, по его бокам размещены оранжевые габаритные лампочки.
Массивные боковые зеркала разделены на две части, одна из которых показывает исключительно нижний периметр автомобиля. Это чертовски удобно при маневрах задним ходом. Чтобы попасть внутрь на передние места, придется высоко задирать ноги: ступенька расположена низко, но от нее до пола салона еще высоко, так что приходится хвататься за руль и подтягиваться.
Куда проще забираться пассажирам, для которых в тестовой модификации предусмотрели сдвижную электрическую дверь и выезжающую из-под днища подножку. Это крайне удобно для тех, кто заходит и выходит из салона, но если ваш путь пролегает по пересеченной местности, то внушительный дорожный просвет по правому борту становится меньше. Иногда подножка втыкается в высокий бордюр. Багажник спрятан за двумя дверьми, которые распахиваются на угол свыше 90 градусов, что также очень удобно при погрузке и разгрузке.
Внутри можно стоять в полный рост и расхаживать по салону даже не пригибаясь. Потрясающий простор, большие расстояния между сиденьями, а опциональные кресла с откидывающимися спинками позволят раскинуться на них, вытянув ноги, и вздремнуть в дальней поездке. Для удобства в каждом ряду установлено по отсеку для смартфона и USB-C зарядке, вот только провода или же переходники такого формата пока у пассажиров встретишь редко.
Система Easy Mounting позволяет быстро демонтировать сиденья. Например, для своей поездки в Карелию я решил отказаться от тройного заднего дивана и могу сказать точно — демонтировать его легко, но вот вытащить… Чтобы отсоединить кресло от пола, достаточно потянуть рычажок и наклонить спинку — это просто, однако сам диван весит столько, что даже двое взрослых мужчин в полном расцвете сил с трудом смогли вытащить его наружу, а потом донести до гаража. При этом действовать надо крайне аккуратно, чтобы не повредить внутреннюю отделку и кузов снаружи.
Didgital-проект
Салон в передней части Sprinter вновь напоминает сородичей из легкового модельного ряда Mercedes-Benz. Множество ниш, карманов, подстаканников и прочих органайзеров, но первым в глаза бросается большой 10,25-дюймовый сенсорный экран мультимедиа MBUX. Пока она не оснащена умной экосистемой Mercedes Me, как легковые модели, но уже способна выслушивать и иногда выполнять голосовые команды. Скажите: «Привет, Mercedes!» — и нежный женский голос ответит вам: «Чем могу помочь?» Однако помочь особо он ничем не сможет, команды лучше подсмотреть в инструкции, так как обычные человеческие запросы на русском языке этот искусственный интеллект понимает очень плохо.
Зато навигатор здесь очень подробный. В детализации региональных дорог ему напрочь проигрывают карты от Google и даже «Яндекс». Например, находясь где-то между Мурманском и Петрозаводском, интернет-сервисы могли показать лишь трассу «Кола» с ответвлениями до крупных населенных пунктов. На картах Sprinter отображалась каждая грунтовка и каждый проселок, а ведь именно такими дорогами соединяются большинство озер и деревень в тех местах.
Единственная проблема навигатора заключается в том, что ввести адрес невозможно: русской раскладки клавиатуры попросту нет, а на латинице система не может обнаружить даже такие города, как Санкт-Петербург или Мурманск, как их названия ни вбивай. Возможно, этот «глюк» исправляется у официального дилера, а связан он, скорее всего, с тем, что данный Sprinter Tourer прибыл к нам прямиком из Дюссельдорфа без надлежащей руссификации.
Парковочный пакет с камерой 360° — это лучшая камера, что есть на современных автомобилях, но лучшая она не потому, что там 4К-изображение или еще какие навороты (хотя качество картинки великолепное), а потому, что задний объектив расположен на крыше! Это, во‑первых, обеспечивает потрясающий панорамный обзор назад, а во-вторых, эту камеру просто невозможно испачкать, если только специально не кидать в нее комьями грязи. В более простой версии изображение с камеры выводится на внутрисалонное зеркало заднего вида. Она же вместе с другими «окулярами» обеспечивает шикарный обзор сверху, что упрощает маневрирование на тесных парковках. После я поездил на кроссовере GLE: так вот, у него вид с высоты птичьего полета существенно хуже — изображение по бокам замыливается и искажается, а у Sprinter такого нет и впомине.
Двигатель запускается с кнопки, руль с сенсорными клавишами — точь-в-точь как у многих современных легковых моделей марки. Круглые воздуховоды, похожие на сопла авиационных двигателей, явно перекочевали с A/CLA-линейки, а вода на лобовое стекло поступает напрямую из «дворников».
Климат-контроль в этом «Мерседесе» оказался двухзонный. Сзади для охлаждения огромного объема воздуха была оборудована целая надстройка, из-за которой высота машины приблизилась практически вплотную к трем метрам. Странно, что у климат-контроля с электронной регулировкой температуры ни сзади, ни спереди не было автоматического режима обдува
Среди опций Sprinter Tourer была задняя пневмоподвеска с пультом управления, который, словно трубка телефона из прошлого или рация, закреплен на держателе за сиденьем водителя. Такая подвеска не только облегчает погрузку в багажник и сохраняет постоянный дорожный просвет независимо от нагрузки, но еще и существенно сглаживает прохождение неровностей, что делает поездку для пассажиров очень комфортной.
Еще одна электронная фишка, которую удалось испытать, — это система стабилизации при боковом ветре. Теперь-то я знаю, что до Mercedes-Benz Sprinter я даже не догадывался, как работает эта функция. Однако во время поездки «посчастливилось» попасть в такой ураган, при котором деревья на загородной трассе валило прямо на проезжую часть.
Сначала ветер лишь покачивал высокий Sprinter из стороны в сторону, порой уводя его с прямой траектории, и я думал, что эта система как-то помогает нивелировать этот неприятный момент. Но все оказалось куда прозаичней: в один момент ветер дунул с такой силой, что тормоза машины захрустели, руль дернулся в сторону, а на приборной панели высветилась надпись «сработала система помощи при боковом ветре». Сделала она это довольно грубо, но кто знает, куда бы отбросило автомобиль, если бы не она. Затем система срабатывала еще много раз, но это уже не было неожиданностью, а в голове мелькала только одна мысль — хорошо, что я никогда не узнаю, куда бы швырнул ветер машину без такого помощника.
Будущим владельцам на заметку
«Мой» Sprinter Tourer был оснащен 4-цилиндровым турбодизелем объемом 2,2 литра мощностью 163 л.с. и 380 Нм (такой обозначается индексом 316 CDI), задним приводом и 7-ступенчатой автоматической коробкой передач 7G-TRONIC PLUS. В России есть еще полноприводные машины, однако в конфигураторе на официальном сайте, увы, нет переднеприводных модификаций.
Не всякая мойка «Спринтеру» подходит, например на эту привела надпись «Легковые/микроавтобусы»
Несмотря на размеры, управлять фургоном не сложнее, чем обычной легковушкой, а в плане парковки — так даже проще, честное слово! После Sprinter парковаться с камерой кроссовера GLE было куда сложнее.
Не сказал бы, что дизельный двигатель также делает из микроавтобуса легковой автомобиль. Более того, в полностью груженом состоянии его даже слегка не хватает: для обгонов нужно топить педаль газа в пол и выбирать расстояние до встречного автомобиля с запасом. Радует то, что для этого мотора не нужна мочевина, а значит, у владельца будет меньше затрат и поводов для беспокойства.
Средний расход топлива в характеристиках — 7,1 литра на 100 км, а на трассе и вовсе 6,2 литра. Увы, эти данные, скорее всего, верны только для поездок на пустом микроавтобусе. Даже с демонтированным тяжеленным задним диваном, но с пятью пассажирами и водителем, а также кучей вещей в салоне расход топлива на трассе не опускался ниже 10 литров на сотню. При этом скорость движения не была запредельной — 110 км/ч по платной трассе M11, например. Быстрее ехать не было смысла, хотя ограничения позволяли это делать, так как при такой скорости движения стрелка тахометра поднималась слишком высоко, и расход был бы еще больше. В итоге опционального топливного бака на 93 литра (вместо стандартных 71 литра) хватало не на 1000+ километров, как я изначально рассчитывал, а на 600−700 км.
Еще одной досадной для владельца такой машины историей будет проезд по платным дорогам. В свидетельстве о регистрации транспортного средства конкретно этого Mercedes-Benz Sprinter Tourer тип кузова обозначен как «легковой (другое)», ну, а права для него нужны, как я уже писал выше, категории B. Однако на трассе при проезде пунктов оплаты он определяется то как «класс 2», то как «класс 3». Например, на М11 под третий класс попадают грузовые автомобили и трейлеры высотой 2,6 метра и более. На Северо-Западной хорде Санкт-Петербурга Sprinter попал во вторую категорию «Легковые автомобили, крупногабаритные внедорожники, автодома, автобусы и грузовые автомобили с двумя осями и высотой над передней осью более 1,3 метра». В итоге приходилось платить больше.
Для себя я определил класс Mercedes-Benz Sprinter как «Коммерческий корабль». Огромный, комфортный, эргономичный и напичканный разного рода полезными электронными системами — он действительно как небольшой корабль, только не космический… Ну, вы поняли.