Кометы, которые можно увидеть невооруженным глазом: видео NASA

Комета — одна из наиболее интересных небесных тел в Солнечной системе. На сегодня обнаружено более 400 короткопериодических комет. Комету называют короткопериодической, если она совершает полный оборот вокруг Солнца за период до 200 лет.

Как умирают звёзды

Нейтронные звезды могут поглощать «обратный» газ

Комета обычно состоит из ядра, комы и хвоста. Ядро — твердая часть небесного тела, в которой сосредоточена почти вся его масса, — похоже на грязный снежный ком, потому что оно состоит из смеси льдов с вкраплением метеорного вещества. Ядро окружает кома, или светлая туманная оболочка из газов и пыли, которая тянется 100 тысяч до 1,4 миллиона километров от ядра. При приближении к Солнцу струи газа и пыли формируют длинные хвосты, которые можно увидеть из Земли, если небесное тело подлетит достаточно близко к нашей планете.

В общей сложности в 2017 и в 2018 году мимо Земли пролетят 3 короткопериодические кометы. По всему миру астрономы настроили телескопы, чтобы изучить структуру и химический состав каждого небесного тела.

«Это дает хорошую возможность заниматься астрономией, не прибегая к запуску космического корабля», — говорит Келли Фаст, руководитель программы по наблюдению за околоземными объектами штаб-квартиры NASA.

Поскольку за кометами можно будет наблюдать даже с помощью простого полевого телескопа (а некоторые — даже невооруженным глазом!), исследователи надеются на помощь астрономов-любителей.

«Астрономы-любители могут помочь нам наблюдать за кометами без перерывов», — объясняет астроном Тони Фархам из Университета штата Мэриленд в США. — «Мы можем объединить усилия любителей и профессионалов для изучения комы. Несколько лет назад мы уже наблюдали так за кометой ISON, и этот опыт оказался очень успешным: мы получили данные 23 разных исследовательских групп по всему миру».

«Популярная механика» решила подробнее рассмотреть каждую из комет, которые уже пролетели или еще пролетят в ближайший год.

• Комета 41P / Туттля — Джакобини — Кресака

Короткопериодическая комета семейства Юпитера. Впервые ее ообнаружил американский астроном Хорас Туттль в 1858 году, а затем независимо переоткрыли француз Мишель Джакобини и словак Любор Кресак в 1907 и 1951 годах соответственно.

В 2017 году комета пролетела мимо Земли уже в 11-й раз после ее открытия. 5 апреля ее минимальное расстояние от нашей планеты составило 22 миллиона километра, а 13 апреля небесное тело прошло свой перигелий (то есть кратчайшее расстояние от Солнца).

41P можно было наблюдать при помощи обычного полевого телескопа в созвездии Дракона между Большой и Малой Медведицами. Сейчас комета отдаляется, но до конца мая ее еще можно будет разглядеть в телескоп.

41P/Tuttle-Giacobini-KresakDominique Dierick
41P/Tuttle-Giacobini-Kresak
  • Комета 45P / Хонда — Мркоса — Пайдушаковой

В 1948-м году комету независимо друг от друга открыли три астронома: японец Минору Хонда, чех Антонин Мркос и словачка Людмила Пайдушакова.

Небесное тело астрономам удалось наблюдать во все его возвращения, кроме 1959-го года. В 1995-м году блеск кометы был самым заметным и достиг 6,5 звездной величины.

В феврале 2017-го комету снова можно было наблюдать в ночном небе — ее расстояние от Земли составило всего 12 миллионов км. Небесное тело можно было наблюдать в небольшой любительский телескоп или даже бинокль. В это же время радиотелескоп обсерватории Аресибо получил первые радарные изображения кометы 45Р. Астрономы выяснили, что размер ядра небесного тела — почти 1,3 км вдоль наибольшей оси, при этом сама комета имеет двудольную форму.

45P/Honda-Mrkos-PajdusakovaChris Plonski
45P/Honda-Mrkos-Pajdusakova
  • Комета 46P / Виртанена

Небесное тело принадлежит к семейству Юпитера и имеет период в 5,4 года. Комету открыл американский астроном Карл Виртанен в 1948 -м году: он сфотографировал ее в Ликской обсерватории.

К комете планировалось запустить космический корабль Rosetta, но из-за технических неполадок миссию отложили, а корабль вскоре был запущен к комете 67P/Чурюмова — Герасименко.

В декабре 2018 года комета приблизится к Земле на расстоянии 11,5 миллионов км. Самое интересное, что в это время в темном ясном небе ее можно будет увидеть невооруженным глазом.

«У 46P маленькое ядро, но при этом она известна как «гиперактивная» комета», — говорит астроном Тони Фархам из Университета штата Мэриленд в США. — «Мы полагаем, что она выбрасывает с поверхности ледяные кристаллы, это и дает более высокую активность».

46p/Wirtanen