Кольца Сатурна могут быть гораздо моложе, чем предполагалось

NASA/JPL-Caltech Cassini и кольца Сатурна в художественном представлении

Не так давно ученые выяснили, что Сатурн может уже относительно скоро — через 100 миллионов лет — потерять свои кольца. При этом, как установили специалисты теперь, кольца газового гиганта существуют, возможно, совсем не так долго, как полагалось ранее. Исследователи проанализировали данные, полученные зондом Cassini в последние дни его миссии, и пришли к выводу, что знаменитые кольца Сатурна могли быть созданы разрушающейся кометой 10−100 миллионов лет назад (самой планете же около 4,5 миллиарда лет).

Согласно NASA, такой вывод основан на измерениях, сделанных во время пролетов недалеко от Сатурна в ходе миссий «Вояджер» в 1980 и 1981 годах, а также на данных, полученных «Кассини» — в особенности на финальном этапе работы аппарата, когда он выполнил 22 близких подхода к планете, прежде чем сгорел в ее атмосфере.

На основе данной информации ученые смогли очень точно оценить скорость аппарата во время пролетов. Это, в свою очередь, помогло им рассчитать гравитацию планеты и массы самого Сатурна и его колец с высокой точностью. Благодаря этому специалисты создали улучшенные модели, описывающие то, как эволюционировали кольца газового гиганта и как эволюционируют теперь.

Исследователи обнаружили, что кольца Сатурна обладают меньшей массой, чем полагалось ранее, и что они состоят в основном из льда, очень чистого и яркого. Это, как отмечается, указывает на то, что кольца довольно молодые: если бы они были старше, они были бы темнее — из-за загрязнения различными обломками из космоса.

Небольшой возраст колец, как указывается, поддерживает теорию, согласно которой они образовались не в результате образования самой планеты, а из-за разлома массивной кометы или ледяного спутника, которые подошли слишком близко к планете и разрушились в связи с действием приливных сил. Впрочем, на данный момент исследователи работают над созданием еще более точных моделей, которые, возможно, позволят еще больше узнать о кольцах газового гиганта.

Исследование было опубликовано в журнале Science, кратко о результатах сообщает портал New Atlas.