«Когда в Samsung поймут, что они не Apple, с ними можно будет разговаривать» — ​Президент «Евросети» о снижении цен, конфликте с Samsung и кризисе

Президент «Евросети» Александр Малис в интервью vc.ru рассказал о снижении цен на смартфоны, конфликте ритейлера с Samsung и меняющемся потребительском поведении россиян.

Вчера «Евросеть» объявила о снижении цен на смартфоны. Есть мнение, что вы начинаете «ценовую войну».

Мы видим, что для россиян вопрос цены становится довольно важным. И выставить правильную цену можно только построив работу компании по другому принципу: нужно закупать большие партии товара заранее, вперёд, очень надолго. Мы таким образом уже несколько лет работаем, например, с аксессуарами — планируем партию за шесть месяцев и покупаем много, дешёво и потом продаём.

То же самое будет с телефонами. Планировать будем месяца за три-четыре, но принцип тот же: покупка больших партий вперёд под заказ. Конечно, с одной стороны, это отвлечёт очень много денег. С другой стороны, это даст возможность продавать телефоны дешевле. Фактор цены на российском рынке сейчас играет большую роль: у людей стало меньше свободных денег, а телефоны им все равно нужны.

62d42aa2a0333b.jpg

Что думаете про «ответную» акцию МТС? Там тоже скидки, но по немного более хитрой схеме.

В МТС никогда от этой хитрой схемы не отказывались, она действует практически весь год. Ничего нового в этом нет, но мы считаем, что это хорошо для потребителя.

У «Вымпелкома» — половина «Евросети». Как вы оцениваете публичную активность [гендиректора компании Михаила] Слободина? Даёт ли она какой-то положительный результат?

«Вымпелком» ищет более человечный контакт с собственным абонентом. На том этапе конкуренции, который есть сегодня, это весьма важно. Сегодня абонент не хочет себя чувствовать каким-то обезличенным шлаком, кормовой базой. Он хочет более человечных отношений с тем, кому он ежемесячно платит деньги. Поэтому я считаю, что такая активность — это правильно.

«Евросеть» в прошлом году отказалась от закупок устройств Samsung, а потом вы обменивались судебными исками. В каком состоянии сейчас этот конфликт?

Конкретно сейчас не происходит ничего. С Samsung мы в последний раз контактировали, кажется, прошлым летом. Ну, нет его и нет.

Возобновлять переговоры не планируете?

Переговоры не может вести одна сторона. Наши двери открыты для всех. Samsung не появился — не хочет, или стесняется, не знаю. У Samsung доля уже меньше 16%. В деньгах она пока больше. Поэтому на сегодня Samsung — довольно маленький игрок, особенно с точки зрения операторов, которым важно количество устройств, в которые вставляется SIM-карта.

Вы это с чем связываете?

С неразумной ритейловой политикой: Samsung сделал ставку на определённые каналы продаж, думая, что они могут обеспечить доступ ко всем покупателям, а в реальности этого не происходит. Мы знаем, что 50% их продаж приходится на МТС. Фактически, они наплевали на остальных потребителей, решив, что они как Apple — что потребители поднимут задницу и пойдут искать их смартфоны в МТС. Когда в Samsung поймут, что они не Apple, с ними можно будет разговаривать. При всём к ним уважении.

«Евросеть» в 2015-м году уступила лидерство по числу салонов МТС. Ставите ли вы задачу возврата на первое место?

Вообще нет. Чем больше у них салонов — тем МТС слабее. Каждый салон — это минус 2 млн рублей годовой прибыли. Тысяча салонов — минус 2 млрд рублей. Так что чем больше они спалят денег, тем нам спокойнее.

На что вы ориентируетесь при планировании текущей деятельности?

Ориентируемся на всё: на макро- и микроэкономические показатели, даже на погоду. Ритейл — это много-много деталей. Нет трёх или четырёх факторов, которые скажут, что нужно делать.

У «Евросети» уже несколько лет снижается выручка. Почему?

У нас была определённая задача — максимизация прибыли. Есть много игроков, в том числе тот же МТС, которые работают для выручки ради выручки. Для нас это неинтересно, поэтому с некоторых кусков рынка мы уходим. Например, есть большой кусок рынка — и в штуках, и в деньгах — смартфоны за 1,5 тысячи рублей. Это недосмартфоны, которые человек один раз, конечно, купит, но потом намучается.

Мы их вообще не продаём, а операторы их продают на миллионские миллионы. Мы считаем, что это просто обман потребителя, и так делать вообще нельзя. Купивший такой смартфон человек потратил деньги, после этого он какое-то время вообще ничего покупать не будет.У нас долгосрочные отношения с потребителями, поэтому продаём то, что им, как нам кажется, нужно.

Как сейчас выглядит спрос, что потребителю нужно?

Сейчас основной спрос сместился на смартфоны стоимость 6–15 тысяч рублей. По брендам более или менее ровное распределение между Lenovo, Fly, ZTE, Alcatel — всё, что людям нужно. Apple хорошо продаётся. По соотношению «грамм — градус — копейка», среди лидеров в телефонах на базе Android сейчас стоит Lenovo.

Есть несколько очень хороших моделей у ZTE. Fly выпускает недорогие, но очень качественные смартфоны. Alcatel тоже один из любимых брендов у наших покупателей. Во время кризиса всё больше людей не хотят переплачивать за просто так. Соответственно, на первом плане стоит вопрос качественного предложения: человек хочет купить хорошую вещь, но не за дорого.

Как ещё меняется потребительское поведение в связи с кризисом?

Люди просто меньше покупают, причём намного меньше. В нашем секторе, думаю, спад начинает приближаться к 10%. Может быть, даже больше.

Как будет меняться сотовый ритейл в ближайшие год-два и в более долгосрочной перспективе? Останутся ли нужны точки продаж и обслуживания, или всё уйдёт в интернет?

Масса игроков будет вынуждена закрыться: с одной стороны, уменьшается рынок, с другой — уменьшаются возможности операторов к дотированию. Есть много сотовых ритейлеров, весь смысл существования которых — продать нал, не заплатить налоги, получить деньги от оператора и жить на этом. Все эти возможности будут исчезать. Количество точек продаж будет сокращаться, и даже не из-за интернета, у которого есть свой порог, — их просто столько не нужно.

Как за последнее время изменилась ситуация с арендой помещений?

Аренда имеет небольшое отставание от начала кризиса: она связана с возможностью арендатора платить арендодателю. Соответственно, кто-то уезжает — аренда падает. Я думаю, что это долгосрочная тенденция.

Расскажите про сотрудничество с eBay. Каких результатов удалось достичь за два года?

Небольшой кусочек бизнеса. Работает и слава богу. Для нас это дополнительный канал продаж.

Как обстоят дела с продажами через сайт «Евросети»?

Продажи идут, но занимают в общей структуре доходов небольшую долю — около 5%.

Вы поддерживаете идею об ужесточении пошлин на покупки в зарубежных интернет-магазинах?

Это интересная история. Если ты иностранец, то не платишь НДС. А российские компании НДС платят. Так что мы уже подумываем о том, чтобы вывести сайт «Евросети» за границу, потому то получается как-то глупо. Наше государство поступает очень странно: оно не берёт налоги с китайцев, а со своих граждан — берёт. Если этот вопрос не решится, мы перевезём интернет-магазин за границу. Он будет находиться либо в Китае, либо в ОАЭ, либо в Литве.

В России собираются делать очередной отечественный смартфон. Вы у этой затеи какие-то перспективы видите?

В России невозможно массовое производство, которое требует достаточное количество ручного труда. Роботов ещё можно поставить. Россиянин в принципе не в состоянии делать однообразную работу руками. Разработать что-то он в состоянии, сделать опытную модель — тоже. У нас все население креативное. А вот массовое производство… Россия никогда им не славилась. В текстильной промышленности это в какой-то степени возможно, но не в сфере техники. Если роботы будут производить — да, если люди — нет.

Как изменилась корпоративная культура «Евросети» с момента ухода Чичваркина?

Это сложно оценить, находясь глубоко внутри компании. Всё-таки прошло много лет, и даже если бы здесь сейчас был Чичваркин, корпоративная культура становилась бы более зрелой вместе с компанией. Трудно сравнивать подростка со взрослым человеком. С уходом или неуходом Чичваркина никак не связано. Я нахожусь внутри компании, и мне всё всегда не нравится, потому что я считаю, что можно сделать лучше.

Вы говорили, что стараетесь нанимать только тех, кто хочет много зарабатывать. Как вы вообще подходите к найму персонала?

Нужно искать звёзд. Да, их мало, но нам много и не нужно: в стране живёт 140 млн человек, у нас работает 30 тысяч. Со звёздами иногда сложно работать, зато интересно. Результат можно показать только со звёздами. Для продавцов есть тестирование, которое определяет, можно ли человеку вообще находиться «за прилавком». Некоторые отсеиваются сразу.

Дальше всё показывает время: только через два-три месяца становится понятно, подходит ему это место или нет. Потом надо убирать тех, кому такая работа не подходит, и оставлять тех, кого от неё прёт. Это сложно, этой работе нет конца, её надо делать вечно. Ну, делаем. С офисом и менеджментом — в целом то же самое.

Соблюдение традиции как-то помогает в бизнесе?

Мне кажется, сильно помогает, потому что я всегда отсыпаюсь в субботу.

Твитнуть
Поделиться
Поделиться

В избр.

Ком.

Статьи по теме

©  vc.ru