Когда «умный» дом «полетит»

Директор департамента маркетинга МГТС Максим Гарусев — о том, как сделать высокотехнологичную услугу автоматизированного управления жилищем массовой.

В избранное

В избранном

Максим Гарусев

Несмотря на то, что тема «умного» дома сегодня на слуху, технологию у нас применяют пока либо очень обеспеченные люди, либо техногики.

Первые шаги к автоматизации дома были сделаны в начале 20 века, когда появились электрические стиральные машины, утюги и кофеварки. Эти революционные изменения вдохновили писателей-фантастов на довольно причудливые описания «умного» дома. На практике их идеи воплотил в жизнь американский инженер Эмиль Матиас, оборудовавший в 1950 году «Дом с кнопками», в котором можно было дистанционно управлять освещением, воротами гаража, шторами и бытовой техникой.

С тех пор сменилось не одно поколение технологий, была сформулирована концепция интернета вещей, но «умный» дом — до сих пор редкость.

Решение не для всех

В США, где автоматизацию управления домом активно продвигают крупнейшие корпорации (Apple, Google и Amazon), телеком-операторы (AT&T, Verizon) и многочисленные специализированные компании, на сегодняшний день функциями «умного» дома пользуются лишь 20% домохозяйств.

В некоторых развитых странах Евросоюза проникновение «умных» счётчиков ещё ниже, хотя их использование стимулируют власти. Например, в Великобритании в 2016 году «умные» счётчики использовали только 10% домохозяйств, а Третий энергетический пакет ЕС ставит целью к 2020 году охватить 73% домохозяйств «умными» счётчиками электроэнергии и 40% счётчиками газа. При этом самим европейцам выполнение этих требований объективно выгодно: электричество, тепло и газ стоят у них дорого.

В России, где стоимость ресурсов не такая высокая, основными мотивами для установки «умных» домов выступает не экономия, а безопасность, сохранность имущества и престиж. Согласно исследованию Ericsson ConsumerLab 2015 года, больше всего российским пользователям интересны решения в сфере безопасности (53%).

По результатам этого же исследования, россияне заинтересованы в «умных» технологиях больше, чем жители других стран. В пользу «умного» дома высказались 55% опрошенных российских пользователей, в то время как средний показатель по миру — 47%.

Тем не менее, по нашим экспертным оценкам, которые мы проводили по уже реализованным «умным» услугам (видеонаблюдению и охранной сигнализации), сегодня реальный уровень проникновения «умных» домов в России — всего 3%. Из них 2% приходится на жильё элитного и бизнес-класса. Оставшийся 1% — это новаторы или техногики, повышающие IQ своих домов самостоятельно.

Убираем стоп-факторы

Такой низкий уровень проникновения объясняется несколькими причинами: решения high-end класса слишком дороги, предложений в среднем ценовом сегменте мало, платёжеспособность населения невысокая, интегрированных технических решений по взаимодействию с управляющими компаниями нет.

Чтобы «умные» решения стали массовыми, нужно или стимулировать их внедрение, как в Европе, или лоббировать, как в США, или выбрать путь их удешевления, на что делает ставку МГТС.

На технологическом уровне для создания более бюджетных «умных» систем уже многое сделано: на смену дорогим премиальным решениям на проводных технологиях, таких, как KNX/EIB, всё активнее выходят решения на основе относительно недорогих беспроводных технологий: Z-Wave, Wi-Fi, Bluetooth LowEnergy, ZigBee и других.

Они устанавливаются на любом этапе строительства и эксплуатации помещения и не требуют специфических умений по подключению и настройке. Такие системы можно в любое время дополнить различными датчиками, розетками, климатическим оборудованием.

Многообразие совместимых технологий в конечном итоге делает беспроводные решения дешевле аналогичных по функциональности проводных в несколько раз. Но в любом случае, единых утверждённых промышленных стандартов пока нет, что также сдерживает массовое производство и внедрение недорогих решений «умного» дома.

Управление системой через мобильное приложение, в том числе голосовое

Одним из путей продвижения понимания пользы и выгоды от «умного» дома может стать модель продаж оборудования по арендной схеме, которую мы применили в январе 2018 года, и сейчас внимательно изучаем реакцию рынка на такое предложение.

В пакет вместе с «умным» домом входит интернет-доступ. Есть два комплекта — базовый и премиальный. Они отличаются комплектацией датчиков и скоростью интернета.

Поскольку система представляет собой сложный технический комплекс, возврат взятого в аренду оборудования не предусмотрен. Абонент может расторгнуть договор аренды и приобрести комплект по остаточной стоимости.

Безопасность, спокойствие, экономия

Чтобы понять, чем могут быть полезны системы «умного» дома, достаточно взглянуть на состав готовых комплектов. Например, в основе нашего решения, разработанного с компанией Rubetek, — типовые поведенческие сценарии среднестатистической московской семьи.

Наш «умный» дом выключает приборы, отключает розетки при срабатывании датчиков протечки воды, включает свет при открытии двери или срабатывании датчика движения, направляет в мобильное приложение пользователя уведомления от датчиков движения, дымы, протечки воды и открытия дверей.

Для работы такого набора сценариев нужен комплект, в который входят центр управления, набор датчиков (движения, протечек, температуры и влажности, открытия дверей и окон), а также «умная» розетка, подключенная к центру управления и получающая от него команды. Это базовый набор, к нему можно подключать до 300 датчиков.

Премиальная комплектация «умного» дома от МГТС

«Умный» дом помогает снизить вероятность возникновения аварийных ситуаций, повысить безопасность, снизить уровень стресса людей, сэкономить время и ресурсы семьи, способствует сохранению экологии. Большинство этих показателей можно оцифровать, но некоторые — уровень стресса или спокойствие — вряд ли поддаются прямому линейному подсчёту, хотя по значимости занимают едва ли не первое место для жителей мегаполиса.

И все-таки он «полетит»

Рынок домашнего интернета вещей во всём мире всё ещё на начальной стадии, и как раз на этой стадии важно накопить экспертизу, чтобы в будущем, когда потребность в «умном» доме станет массовой, операторы уже имели доведённый до автоматизма механизм взаимодействия по технически сложному продукту.

Примеров на российском рынке немного, но они есть: «Ростелеком» с февраля 2018 года начал продажи инновационного коробочного продукта «Умный дом» в Воронеже. «Мегафон» с конца 2016 года реализует проект под названием Life Control и позиционирует его как первый масштабный проект «умного» дома для массового рынка в России. «Триколор ТВ» вышла в феврале 2018 года с решением для провайдеров телевидения.

В перспективе трёх-пяти лет мы ожидаем, что количество пользователей нашей услуги «Умный дом» будет прирастать в среднем на 10% в год. Мировой рынок IoT, по прогнозу IDC, к 2020 году увеличится до $1,2 трлн. Вместе с ним, в среднем, на 21,3% ежегодно будет расти и доля решений домашней автоматизации в «общем пироге» интернета вещей.

#будущее

©  vc.ru