Китайцы готовят революционный электросамолет большой дальности: вот каким он будет
Китайский производитель топливных элементов CATL заявил, что успешно управлял 4-тонным самолетом, используя «конденсированные батареи» сверхвысокой плотности. Через 3–4 года компания планирует создать 8-тонный электрический самолет с дальностью полета от 2000 до 3000 км, пишет New Atlas.
Contemporary Amperex Technology Company Limited (CATL) — нынешний мировой лидер в производстве аккумуляторов для электромобилей, владеющий 37% всей доли рынка. Почти каждый крупный производитель автомобилей, от Ford до Tesla, использует аккумуляторы CATL.
В апреле 2023 года CATL объявила о новой конденсированной батарее, плотность энергии которой в два раза превышает плотность энергии практически любого другого устройства на рынке, и составляет невероятные 500 Втч/кг. Для справки: типичная свинцово-кислотная автомобильная батарея может иметь емкость более 50 Втч/кг, в то время как литий-ионные аккумуляторы для электромобилей, такие как в Tesla Model 3, могут иметь емкость примерно до 265 Втч/кг.
Компания утверждает, что ее конденсированная батарея была разработана с учетом безопасности и веса. Ее главная цель — увеличение дальности полета экологически чистых самолетов. Известно, что в рамках работы над амбициозным проектом CATL создала авиационное подразделение в партнерстве с Commercial Aircraft Corporation of China (COMAC) — китайской государственной авиационной компанией. И с тех пор все пошло очень быстро.
В конце июня CATL объявила об успешных испытаниях 4-тонного самолета на аккумуляторной батарее. Батарейный блок воздушного судна, конфигурация двигателя, любые данные о длине полета, высоте или скорости — все это, по-видимому, является тщательно охраняемой государственной тайной, поэтому данные не раскрываются. Но источник сообщает, что CATL стремится создать коммерческий электрический самолет с дальностью полета от 2000 до 3000 км, и он будет готов к 2027 или 2028 году.
8-тонный самолет сильно отличается от 31-тонного Boeing 737 или 41-тонного Airbus A320. Learjet 70/75 весит чуть более 7 тонн и может летать с девятью пассажирами на борту. Кажется, это именно та доля рынка, на которую первоначально ориентируется CATL.
Обещанные показатели дальности полета намного превышают показатели любого экологически чистого пассажирского самолета, летающего в настоящее время. Даже футуристические концепции аккумуляторно-электрических авиалайнеров, такие как Elysian E9X, обещают не более 1000 км. Если CATL действительно осуществит то, о чем заявляет, это станет гигантским скачком в авиационных технологиях.
Китайская авиационная отрасль уже продемонстрировала готовность продвигать футуристический электрический воздушный транспорт. Местные власти сертифицировали операции воздушного такси eVTOL компании eHang за несколько лет до того, как американские или европейские регулирующие органы будут готовы дать зеленый свет аналогичным коммерческим самолетам у себя на родине.
С другой стороны, чем больше энергии на единицу веса несет любая батарея, тем выше вероятность возникновения проблем с тепловым разгоном и тем более разрушительным становится результат, когда что-то идет не так. 500 Втч/кг — очень пугающее число в этом контексте, особенно учитывая планы CATL ввести футуристический электросамолет в эксплуатацию в течение ближайших нескольких лет.
Тем временем китайский аэромобиль-дронолет бренда EHang появился на маркетплейсах. Его уже можно купить на Taobao.