Китай возрождает советские самолеты 1950-х годов в виде сверхзвуковых беспилотников

Китайские военные вывели на авиасалоне в Чанчуне необычную разработку. Из старых истребителей J-6, созданных по чертежам советского МиГ-19, сделали беспилотники. Теперь машины развивают скорость до 1,3 М, несут до 250 кг бомб и управляются дистанционно. Массовое применение таких аппаратов способно перегрузить ПВО Тайваня и превратиться в серьезный инструмент давления.
Когда-то J-6 считался одним из передовых авиамоделей ВВС Китая, но давно устарел. Его дальность ограничивается 700 км, грузоподъемность невелика, по возможностям он сильно уступает современным самолетам. Однако на базах хранения сохранились тысячи планеров. Вместо утилизации власти нашли способ вернуть их в строй: по разным оценкам, в арсенале может оставаться до 3 тыс. машин.

Модернизация включает полное удаление кабины, катапультных систем и лишних баков. На их место устанавливаются автопилот, спутниковая навигация, датчики огибания рельефа, каналы защищенной связи, а также блоки для подвески вооружения. Часть самолетов оснащают новой бортовой электроникой, упрощающей синхронный полет группой. В ряде вариантов дорабатывают двигатели, повышая их ресурс и снижая расход топлива.
Главное преимущество проекта — низкая стоимость. Корпуса давно произведены, а установка автоматизированных систем дешевле, чем создание нового беспилотника. Крупный дрон сложнее заглушить средствами радиоэлектронной борьбы, рассчитанными на легкие квадрокоптеры. В случае массового запуска он способен отвлекать ПВО, заставляя расходовать дорогие ракеты Patriot или Tien Chien-2. Для Китая это выгодный обмен.
Первые опыты с беспилотным J-6 начались еще в 1990-х. Долгое время испытания проводились скрытно, а сейчас результат показали публике. Возможность запускать целые рои открывает дорогу войне на истощение: даже при потерях тактика на превосходящее количество позволит выигрывать. Демонстрация J-6 без пилота показывает, что даже техника прошлого века может стать частью будущих боевых действий.

Советский МиГ-19 стал основой для китайского J-6, а также повлиял на всю линейку местных истребителей середины XX века. Этот самолет, впервые поднявшийся в воздух в 1952 году, был одним из первых серийных сверхзвуковых истребителей в мире.
Китай получил документацию и лицензию на его производство в конце 1950-х и наладил массовый выпуск. На базе МиГ-17 и МиГ-19 впоследствии появились целые поколения китайских копий и модификаций, но именно J-6 стал самым многочисленным: за несколько десятилетий страна построила десятки тысяч таких машин. Именно этот запас корпусов теперь используется для создания беспилотников.
Ранее мы писали о том, что в США представили беспилотник-невидимку Vectis.
