Китай построил колоссальный парусный супертанкер, потребляющий меньше топлива, чем обычные рыболовецкие суда
Паруса были основным источником энергии для больших кораблей на протяжении тысячелетий. Затем немецкий изобретатель Рудольф Дизель запустил свой первый двигатель в 1897 году, и первые корабли с дизельным двигателем вышли на воду уже в 1903 году. Более безопасные и эффективные, чем паровые двигатели, они постепенно захватили мир судоходства и с тех пор стали основой международной торговли. Тем не менее, дизель очень грязынй: около 50 000 торговых судов в эксплуатации дают около 1,7% глобальных выбросов парниковых газов, и хотя метанол и аммиак рассматриваются как многообещающие альтернативы более чистой энергии, технология еще далека от освоения.
Тем не менее, паруса очень хорошо изучены, и в течение как минимум 10 лет мы видели концепции и планы по возвращению больших аэродинамических профилей в грузовые и пассажирские перевозки. Ирландская компания B9 Shipping выдвинула идею 100% парусного грузового корабля еще в 2012 году, хотя, похоже, из этого мало что вышло. Ответвление Wallenius Oceanbird перенесло дату спуска на воду своего первого корабля с убирающимся жестким парусным двигателем с 2024 на 2026 год.
Но китайская компания Dalian Shipbuilding Industry Co (DSIC) уже выполнила поставки. New Aden — это 333-метровый супертанкер класса «гигантский перевозчик сырой нефти». Этот колосс, запущенный 24 сентября, оснащен относительно скромной, но новаторской ветровой энергетической системой. Около середины длинной палубы установлены четыре убирающихся паруса, каждый из которых возвышается на 40 м над палубой и представляет собой поверхность площадью 1200 кв. м.
Эти легкие, устойчивые к коррозии композитные лезвия из углеродного волокна можно поднимать или опускать одним нажатием кнопки. Система Aerfooil Sails Intelligent Control предназначена для постоянного контроля преобладающих условий, а также навигационных данных и постоянной регулировки угла наклона парусов, чтобы максимально использовать имеющийся ветер.
Будучи относительно небольшой реализацией концепции автоматического плавания, эта система не предназначена для использования в качестве основного драйвера. Корабль по-прежнему будет сжигать много дизельного топлива. Но на примере судоходного маршрута между Ближним и Дальним Востоком ожидается, что средний расход топлива снизится более чем на 9,8%, что позволит сократить выбросы углекислого газа примерно на 2900 тонн за каждую поездку.
New Aden — это супертанкер для перевозки сырой нефти, поэтому, несмотря на все его перспективы в качестве испытательного полигона для экологически чистых технологий, его основная цель по-прежнему состоит в том, чтобы переправить где-то около двух миллионов баррелей «грязного» ископаемого топлива по всему миру — вот такой парадокс. Тем не менее, сам факт создания такого сравнительно экологичного парусного транспортника уже являет собой впечатляющее достижение кораблестроения и в будущем может благоприятно повлиять на отрасль в целом.