"В ближайшее время продолжится перестройка ИТ-канала, обусловленная изменившимся спросом и финансовыми условиями работы"

Максим Акимов, компания Kerio TechnologiesИнтервью с Максимом Акимовым, главой представительства Kerio Technologies в России и СНГ.

- Как изменился российский ИТ-рынок за последние полгода? Как изменился спрос в основных сегментах?

- В целом рынок, конечно же, упал. Глубина падения очень сильно варьируется в зависимости от конкретного продукта и вертикального рынка, на который данное решение ориентировано. Среди наиболее пострадавших направлений можно выделить как сферы строительства, производства и перевозок (наиболее остро переживающие кризис), так и бывший долгое время локомотивом роста ИТ-рынка сектор госзаказчиков.

Среди тех, кого кризис затронул меньше всего, следует отметить компании, оказывающие услуги ИТ-аутсорсинга и предоставляющие решения по виртуализации, а также обеспечения информационной безопасности. Причины также довольно понятны. Аутсорсинг - это попытка сократить издержки. Данный путь подходит далеко не всем, но факт остается фактом - рынок ИТ-услуг будет в ближайшее время расти, несмотря ни на что. Значимость угроз информационной безопасности в последние полгода только выросла, и защититься от новых видов угроз, как и раньше, можно только с помощью более современной инфраструктуры. Что касается систем виртуализации, то сегодня они занимают уникальную нишу решений, малые инвестиции в которые могут существенно сократить общие издержки предприятия, связанные с ИТ.

Еще один тренд - массовый переход пользователей на программное обеспечение с открытым кодом. На мой взгляд, данный шаг не всегда является до конца продуманным, так как скрытые затраты на администрирование подобных систем зачастую перекрывают экономию от бесплатных или "условно бесплатных" лицензий.

В целом же, довольно показательны цифры, озвученные недавно основателем "1С" Борисом Нуралиевым. По его словам, в первом квартале 2009 года выручка "1С" упала на 39% в долларовом эквиваленте. Я думаю, данное значение вполне отражает общую ситуацию на российском рынке программного обеспечения.

- Какое влияние оказал финансовый кризис на деятельность вашей компании?

- Кризис стал для нашей компании своеобразным экзаменом. Мы сознательно выбрали путь органичного развития без привлечения внешних инвестиций. Был тщательно проанализирован процесс продвижения и развития нашего бизнеса. Это позволило нам подойти к кризису чуть в лучшей форме, чем в среднем другие компании в нашем сегменте. У Kerio Technologies не было кредитов и долгов, и мы четко знали, за счет чего сможем сократить свои издержки и где благодаря определенным усилиям нам удастся получить максимальный эффект. Безусловно, наши продажи также пострадали. Однако на данный момент мы не только не сократили персонал или зарплаты, но и планируем нанимать новых людей.

- Как изменился объем бизнеса вашей компании в 1-м квартале 2009 года по сравнению с аналогичным периодом 2008 года?

- В долларов эквиваленте наши продажи упали на 35%. Учитывая жесткую привязку цен к евро и доллару и связанное с этим резкое повышение рублевых цен в конце прошлого/начале этого года, я рассматриваю данный результат как положительный.

- Какое прогнозируется изменение объема бизнеса вашей компании во 2-м квартале 2009 года по сравнению с аналогичным периодом 2008 года?

- Во втором квартале падение по сравнению с прошлым годом сохранится примерно на таком же уровне. Учитывая, что рост в аналогичном квартале в прошлом году был довольно стремительным, даже данный результат потребует от нас значительных усилий.

- Какие меры вы предпринимаете, чтобы компенсировать последствия кризиса?

- Сейчас мы активно инвестируем в разработку продуктов. Планируем уже во второй половине года предложить некоторые изменения и дополнения в наши решения. Они существенно повысят привлекательность продуктов, однако их стоимость для конечного пользователя увеличена не будет. Кроме того, понимая, что нашим партнерам сейчас также приходится нелегко, мы предоставляем наиболее перспективным из них возможность получить большую прибыль и бесплатно повысить уровень экспертизы своих сотрудников. Что касается маркетинга, то еще в прошлом году мы приняли решение отказаться от участия в дорогих и неэффективных выставках, за счет чего сейчас имеем возможность усилить свое присутствие в профильной среде, например - в интернете. Естественно, мы проводим акции, призванные помочь заказчикам приобрести наши решения по наиболее оптимальным схемам. Так, с марта по июнь у нас были льготные условия на приобретение подписки на наши продукты.

- Какие факторы будут определяющими на российском ИТ-рынке в ближайшие месяцы?

- В ближайшее время продолжится перестройка ИТ-канала, обусловленная изменившимся спросом и финансовыми условиями работы. Существенно пострадает субдистрибуционная модель бизнеса, что связано с желанием мелких реселлеров получить большую прибыль, работая напрямую с производителями и крупными дистрибьюторами. Частично стабилизируется ситуация с розничными продажами программного обеспечения. Ритейлеры более четко разобьются на категории тех, кто платит за поставки, и тех, чьи финансовые проблемы усугубляются и препятствуют развитию партнерских отношений. Большинство производителей либо запустят, либо будут продолжать акции по стимулированию спроса, основным элементом которых станет снижение затрат на покупку для клиентов.

- Какие у вас ожидания от второй половины 2009 года?

- На мой взгляд, сейчас мы находимся на стадии стабилизации. Однако, что последует вслед за этим, никому не известно. Несмотря на поток оптимистичных заявлений во всех СМИ, экономические показатели, в том числе индекс промышленного производства и рост плохих кредитов в банковской сфере, заставляют быть готовыми к тому, что видимого улучшения экономической ситуации во второй половине года не случится.

©  @Astera