Кейс от Skyeng: шесть экспериментов, которые позволили увеличить процент активации пользователей вдвое
Дизайнер Skyeng Павел Тепикин написал для vc.ru колонку о том, как запускал приложение Aword на уже занятом конкурентами рынке, а также поделился результатами экспериментов по оптимизации его конверсионной воронки.
Для того, чтобы ваше мобильное приложение нашло своего пользователя, а вы заработали деньги, недостаточно только сделать его качественным, интересным и востребованным. Необходимо также помочь ему не затеряться в море других приложений, провести пользователя за ручку по всему пути: от обнаружения вашего творения в магазине до его установки, регистрации и ежедневного использования. Помочь в этом вам могут инструменты маркетинговой и продуктовой аналитики, а также ваша собственная фантазия.
Статья будет вам полезна, если
- У вас классный продукт, но пользователи плохо активируются, и вы хотите, чтобы вам платили больше.
- Вы хотите лучше понимать, что происходит с рекламным трафиком, смотреть за поведением внутри приложения, использовать инструменты для проверки гипотез.
- В приложении есть проблема «холодного старта» — без персонально подобранного контента им сложно начать пользоваться.
Узнали себя? Смело читайте дальше.
Что и как запускали
Aword — тренажер для расширения словарного запаса английского для русскоязычной аудитории (iOS и Android).
На момент запуска на рынке уже действовали сильные игроки: LinguaLeo, Memrise, EasyTen, Duolingo. А у нас было «закрытое» приложение Skyeng Words — только для учеников школы Skyeng. Мы знали свои преимущества и горели желанием поделиться ими с внешней аудиторией.
За полгода работы аудитория Aword превысила по численности аудиторию Skyeng Words в шесть раз (90 тысяч пользователей против 14 тысяч), а значит, мы не прогадали. Помимо этого, мы получили потрясающий инструмент для улучшения внутреннего приложения — на открытом для внешних пользователей приложении проводить статистически значимые A/B-тесты можно в 50 раз быстрее благодаря большему притоку новых пользователей.
И конечно же, действовали по mvp-шному:
- Внесли самые быстрые изменения в Skyeng Words, необходимые для того, чтобы сделать приложение доступным для внешней аудитории.
- Собрали очень простую первую сессию пользователя.
Какое же удовольствие было шаг за шагом её улучшать и смотреть, как растут цифры. Но сперва расскажу о том, чем мы эти цифры измеряем.
Инструменты аналитики
Без чисел не понять, улучшил ли ты что-то очередным изменением и какая рекламная кампания эффективнее работает. Для сбора статистики мы используем:
Appsflyer — для оценки успешности рекламных кампаний. Метит лиды, чтобы узнать, сколько было:
- Переходов
- Скачиваний
- Регистраций
- Оплат
Например, мы сталкивались с очень дешёвыми каналами (12–15 рублей за установку), но с них не было оплат. От таких каналов отказывались, чтобы не тратить деньги впустую.
Amplitude, AppMetrica, Mixpanel — для продуктовой аналитики: воронка, возвраты. Использовали все для подстраховки, сейчас остановились на Amplitude.
- Без этих инструментов ничего нельзя сказать про поведение пользователей.
- Можно использовать бесплатно, если укладываться в лимит по событиям.
- При грамотном выборе событий пользоваться бесплатно можно очень долго.
- Mixpanel и AppMetrica могут рассылать push-уведомления.
Optimizely — для проведения A/B-тестов на однородном трафике. Интегрировали в Amplitude и экспериментировали с шагами первой сессии.
Splitmetrics — гениальный способ прокачать конверсионность оформления приложения в App Store. По рекламе ваш потенциальный клиент переходит не в App Store, а на веб-страничку, которая по внешнему виду полностью повторяет его. A/B-тесты с оформлением получаются абсолютно чистыми, потому что вы гоните однородный трафик. Таким способом можно проверить конверсионность отдельных элементов оформления:
- Иконки приложения.
- Скриншотов.
- Названия приложения.
- Описания.
Эксперимент №1 — ASO (оптимизация в App Store)
Все ваши труды по оптимизации первой сессии в приложении будут напрасными, если вы не сделаете сочное, продающее оформление в магазине приложений. Если 99% потенциальных клиентов отвалятся уже на этом шаге воронки, то какой смысл тюнить проценты внутри приложения?
Именно поэтому мы не заканчиваем наши эксперименты с ASO. Скорее всего, этот скриншот уже будет неактуален, когда вы пойдете смотреть наше приложение в магазине:
Тестировать надо всё: иконку приложения, скриншоты, название, описание. Ускорить процесс и сделать проверку на однородном трафике поможет Splitmetrics.
Психологию потребителя предугадать практически невозможно. Поэтому готовьте больше вариантов. Это лишь некоторые иконки приложения, которые мы успели проверить:
Мы меняли лишь иконку приложения, чтобы провести чистый эксперимент, и конверсия в установку отличалась более чем в полтора раза. Сейчас мы остановились на первом варианте, поскольку именно он используется в рекламных кампаниях, но обязательно ещё продолжим экспериментировать.
Изменения, которые нам помогли поднять конверсию в установку приложения:
- Тексты на скриншотах в повелительном наклонении.
- Сочетание фона иконки и скриншотов.
- Первые два скриншота должны цеплять внимание, чтобы в поисковой выдаче выбрали именно вас.
Эксперимент №2 — Экраны ценностей
Мы работали с техническим ограничением — обязательная регистрация, без которой нельзя пользоваться приложением. Поэтому у экранов ценностей при первом запуске приложения огромная роль — вызвать доверие и интерес, чтобы на следующем шаге пользователь с большей вероятностью зарегистрировался. Наши первые экраны ценностей выглядели так:
Мы видели несколько проблем:
- Мелкие тексты не располагают к прочтению.
- Стоковые иконки слишком абстрактные.
Из нескольких недорогих вариантов мы остановились на сторителлинге — слайды карусели связаны в одну мотивирующую историю:
Конверсия в регистрацию увеличилась с 79% до 87%, из чего можно сделать выводы:
- Не заставляйте вчитываться.
- Задавайте настроение — расскажите историю.
Эксперимент №3 — Регистрация
Наш первый экран регистрации был собран довольно просто — поле ввода почты и кнопка на сером фоне. Конверсия этого шага была 82%. Мы изменили дизайн на более позитивный, что увеличило конверсию до 95%:
Конечно, хочется довести конверсию до 100%. Сейчас мы делаем ставку на вход через соцсети. Если у вас есть другие идеи, поделитесь ими, пожалуйста, в комментариях.
Но на этом история с редизайном регистрации не заканчивается. Удивительно, но только лишь благодаря этому изменению возврат второго дня увеличился с 18% до 25%.
Делаем выводы:
- Для стандартных задач, таких как регистрация, даже простой дизайн работает хорошо. Главное, чтобы он был привычен.
- Позитивное впечатление на первых шагах пользовательской сессии сказывается на возврате.
Эксперимент №4 — Визард
Чтобы человек начал учить слова у нас в приложении, ему надо их предложить. Причём предложить слова надо так, чтобы они были интересны именно этому пользователю, иначе он не захочет их учить. Эту задачу мы решаем с помощью визарда — анкеты, которая спрашивает твой уровень языка и цели, а затем предлагает изучить подходящие тебе слова:
Мы испытали шок, когда узнали, сколько людей отваливались на первом шаге анкеты. «Кошмар, 15% не хотят выбирать из трёх вариантов и просто выходят из приложения!». С этим надо было что-то делать, и мы сильно упростили дизайн:
Кнопки стали больше похожи на кнопки, исчезли поясняющие тексты. Конверсия в прохождение первого шага анкеты выправилась почти до 100%. К слову, конверсия второго шага как была 100%, так и осталась.
Выводы:
- Не надейтесь, что люди будут разбираться во всём, что вы напишете.
- Перегруженность текстами может даже отпугнуть.
Эксперимент №5 — Aha-момент
В нашем приложении озарение наступает, когда пользователь выучил свои первые слова. Поэтому сразу после подбора слов под уровень и цели человека, мы проводим ему тест-драйв — первую тренировку. Тогда он понимает: «Да, с этим приложением у меня действительно получится что-то выучить» и возвращается к нам снова.
Ни в коем случае не стоит считать, что после этого озарения пользователь пойдёт сам во всём разбираться, и его можно предоставить самому себе. После первой тренировки мы сразу же предлагаем пройти вторую и набрать ещё слов, ведь количество выученных слов мы считаем главной продуктовой ценностью приложения:
И здесь одно изменение нам помогло увеличить конверсию в прохождение второй тренировки — замена кнопки «Завершить» на крестик в углу:
Выводы:
- Не бросайте пользователя после aha-момента и подскажите ему следующие шаги.
- Смелее преподносите ему тот сценарий, который считаете правильным.
Эксперимент №6 — Push-уведомления
После успешной активации мы хотим, чтобы пользователь к нам возвращался снова и снова. И один из работающих инструментов здесь — push-уведомления. Все стремятся завладеть вниманием пользователя через пуши. Но отказавшемуся единожды пользователю уже невозможно показать запрос снова. Нам помог дублирующий кастомный запрос:
Сначала мы показываем наш нарисованный попап и объясняем ценность пушей — именно регулярное повторение слов приводит к запоминанию.
Те, кто давали согласие на пуши в нашем попапе, с большой конверсией соглашались в системном. А тем, кто отказывался, мы могли показать запрос ещё раз, когда пользователь уже более лоялен — после aha-момента. Благодаря этому мы увеличили согласие на пуши с 81% до 89%.
Вывод:
- Используйте дублирующий кастомный запрос, чтобы предложить пуши снова, когда пользователь более лоялен.
Результаты
Благодаря всем проведенным экспериментам мы увеличили активацию — процент тех, кто проходит первую тренировку — с 32% до 63%. Я считаю это неплохим результатом. Но мы хотим и имеем намерение сделать так, что после первой сессии пользователь надолго будет попадать в состояние влюблённости.
Выводы
- Выпускайте приложение как можно раньше (и начинайте собирать обратную связь).
- Сразу подключайте систему аналитики, собирайте события вдоль всей первой сессии и находите слабые места.
- Разрабатывайте несколько вариантов дизайна для таких мест и запускайте в параллель, чтобы тестировать на однородном трафике.
- Никогда не останавливайтесь и держите несколько экспериментов наготове, чтобы не потерять самый ценный ресурс — время.
Бонус-трек: тяготы самообучения и обезболивающее
Стремление к совершенствованию и работа над собой — это замечательно. Но не у каждого хватает сил и мотивации пройти путь к цели до конца. Мы в команде ясно это понимаем и стремимся облегчить нашим ученикам их путь.
Наше приложение хвалит меня так, как в детстве родители никогда не хвалили. Оно радуется вместе со мной каждому новому достижению. А тексты пушей очень лаконичные и приятные:
Дополнительные материалы
© vc.ru