Катастрофа в природе: цветы больше не будут пахнуть
Насекомые стремительно вымирают. Все мы хотим видеть на прилавках магазинов наливные фрукты и овощи. И никто не любит насекомых, так что вроде все хорошо. Проблема в том, что биосфера не может существовать без насекомых. Или — может? Потрясающее открытие проливает новый свет на эту запутанную (и печальную) историю. Дикие растения массово отбрасывают цветы, а те, что есть, почти не пахнут. Насекомых нет — и больше не надо никого привлекать.
НИ МОШЕК, НИ БУКАШЕК.
Насекомые как таковые могут покинуть Землю всего за столетие. Если темпы вымирания будут такими же впечатляющими. Конечно, какие-то мошки или муравьишки останутся. Но в целом насекомых будет столько, сколько лис в подмосковных лесах. Если повезет, за зиму одну-другую увидишь.
Именно так обозначили проблему еще в 2019 году, когда ученые сделали первый глобальный обзор состояния энтомофауны (так по-научному называют мир насекомых). Подсчитывать число мелкой живности непросто (даже узнать, сколько медведей или оленей — проблема, а тут поди посчитай). Но методы, конечно, есть, те же примитивные ловушки, с которыми вы знакомы, если в детстве ходили в кружки «Юный натуралист». И еще с 1990-х годов то, что ловилось в такие ловушки, стало выглядеть странно. В настоящее время есть несколько десятков исследований по всему миру, и картина везде одинаковая: популяция насекомых сокращается в темпе примерно 2% в год. Всего через несколько десятилетий мы лишимся 40% видов. А через столетие, как уже говорилось, потеряем все.
С момента публикации обзора вообще ничего не поменялось. И не могло поменяться. Ведь главные причины — урбанизация и развитие сельского хозяйства. Города растут, и еды нужно все больше. Конечно, в первую очередь насекомых убивают пестициды. Но, даже сократив их применение, мы проблемы не решим. Пашня — это неестественная среда, чужеродный элемент. Там измененная человеком почва. Иные тепловые потоки. Другой состав растительности. Хоть на гидропонику и на сити-фермерство (выращивание продукции в городах, в многоуровневых закрытых зданиях-теплицах) переходи. Но это же экзотика.
Пока насекомые просто вымирают. Но некоторые виды занимают нишу выбывших и, напротив, разрастаются. Так в биологической истории Земли бывало не раз. В конце концов, млекопитающие, к которым принадлежим и мы, заняли нишу динозавров, когда тех отбросило на обочину эволюции. Но сегодня изменения происходят невероятно быстро, и это главная проблема.
НЕЧЕГО ЕСТЬ.
Если вы изучали биологию в школе, вы понимаете, в чем главная неприятность. Насекомые — это часть сложной цепочки Жизни, без которой она порвется.
Птицы и животные едят насекомых. Даже коровы, которые питаются травой, захватывают вместе с ней центнеры насекомых — и ветеринары, которые на фермах, не раз говорили мне, как это важно. Многие виды останутся без еды. Эти виды, в свою очередь — еда для других видов. Как говорится, и понеслось. Исчезли комарики — пропали и лосики, хотя, казалось бы, какая связь.
Насекомые рыхлят почву, да что уж, вместе с растениями они образуют почву. Без них — глина.
Наконец, насекомые опыляют растения. В свое время эту «услугу» оценили в 577 миллиардов долларов в год — именно столько насекомые привносят в мировой АПК, опыляя примерно 75% видов сельскохозяйственных культур. Как АПК платит за эту услугу, мы уже видели. Широкому читателю эта проблема знакома в основном по новостям о вымирании пчел. В самом деле, с пчелами, особенно в Северной Америке, творится что-то жуткое. Только половина видов шмелей, которые летали над прериями США и Канады в 1940-е, дожили до нашего времени. Винили излучения электрических сетей и мобильных телефонов, но главное, конечно, в пестицидах, о чем аграрные компании стараются помалкивать.
СПРАВЛЯЮТСЯ САМИ.
Новое исследование французских ученых поражает. Оказывается, растения массово переходят на самоопыление. Потому что на насекомых надеяться больше нельзя. Конкретно изучались анютины глазки —, но собрали данные и по другим цветам.
Всего за несколько лет такой феномен, как самоопыление, вырос на 27%. Причина одна и только одна: растения «поняли» (да, именно так), что теперь им придется выкручиваться самостоятельно. Это потрясает. Ведь у растений нет сознания, это раз. Или мы так думаем? И система «растения — насекомые» создалась сотни миллионов лет назад, на заре появления растений как таковых. И вот она меняется на протяжении считанных лет. Это два. Никто не думал, что природа в состоянии эволюционировать так быстро.
Около 80% видов растений нуждаются в опылении. В последние 50 лет, вместе с вымиранием насекомых, соразмерно сокращается и количество видов растений. При этом у многих растений природа заложила резервный механизм — самоопыление. Скажем, случилось что-то в природе, временное, и нужного жучка-паучка нет. Он появится через год, но этот год надо прожить. Именно так растения и выживали.
Но теперь они применяют резервную опцию как основную. Растения теряют признаки, созданные ими специально для насекомых. Вы знаете эти признаки: красивые яркие цветы, особые «посадочные полосы» (часто их видно только в ультрафиолете), на которые ориентируются крылатые опылители, выделяют меньше нектара, и — цветы больше не пахнут. Все это теперь не нужно. И все это скукоживается. Зато развиваются другие признаки. Например, расстояние между мужскими и женскими «половыми органами» (выразимся так) у растения сокращается. Пыльца, например, может попадать просто ветерком.
Это особенно бросается в глаза, если взять старинные семена (они хранятся в специальных банках семян). Вырастить из них анютины глазки. И сравнить с теми, что растут на реальном лугу. Это по сути разные цветы.
И это потрясающее свидетельство того, что природа невероятно живуча и в состоянии компенсировать самые жесткие вызовы. Проблема финита?
А ВОТ НЕТ.
Казалось бы, мы мало чем рискуем. Ну, цветы не пахнут. И сами цветы мельче, не такие яркие. Потерпим! Генная инженерия, спонсор 8 марта, даст нас потрясающие цветы из теплиц. А с серьезными проблемами природа справилась сама. Вот и хорошо.
Но все немного не так. Поскольку растения переходят к самоопылению, им теперь не нужны насекомые. Это еще одна причина, по которой насекомые будут вымирать еще быстрее. А чем это чревато, мы уже говорили.
Также пока нет данных, что на самоопыление готовы перейти яблони и прочие груши. Анютины же глазки есть не будешь. Как говорят исследователи, генная инженерия нам, конечно, в помощь. Но успехи на этом направлении пока скромные.
Но есть еще одно, о чем — не говорили. Переработка того, что больше не живо. Животные умирают. Лягушки, змеи и прочие незаметные обитатели лесов и полей не бессмертны. Мы, гуляя на природе и собирая грибы, практически никогда не видим их тел. Насекомые перерабатывают все это молниеносно. Ученые обеспокоены: теперь — некому? Но это — риск развития бактерий, которые могут перекинуться и на человека. Во что вообще превращается Земля?
Итак, чахлые леса без птиц, которым нечего есть. Поля без цветов, и без ароматов. Зато воздух заполнен агрессивными видами всеядных насекомых, которые оккупируют пустующие ниши. Вы же заметили, что летом стало заметно больше ночных бабочек, противных таких? Не исключено, что это оно, и что уже — началось. Картина так себе.
Но не будем пессимистами. Да, человек пока что ничего не делает, чтобы спасти насекомых, а сама тема для многих кажется дурацкой и несерьезной (недаром возгласы о вымирании пчел слышны в основном на собраниях странных людей вроде парапсихологов и экстрасенсов). Но интуиция подсказывает, что так запросто нам, жалким людям, не одолеть силу природы, которая переживала и извержения супервулканов, и метеориты, и мало ли что еще. Природа сообразит, что делать. Понравится ли это решение человеку, вопрос. Но у людей есть разум, и еще есть время, чтобы все изменить.