Карманный анализатор ДНК на основе мобильного телефона

Исследователи и инженеры из Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе, Стокгольмского университета и университета Уппсалы собрали и испытали насадку для смартфона, которая умеет «читать» ДНК.

По оценкам создателей, фабричное устройство может стоить всего 500 долларов (около 30 тысяч рублей по курсу на 19 января 2017 года). Это в несколько раз меньше стоимости комплектов лабораторного оборудования, доступные сегодня. Роль микроскопа в приборе играет усиленная специальной оптикой камера смартфона. Прибор направляет луч лазера и белый свет электродиода на образец, камера делает снимки, а результиат обрабатывается специальным алгоритмом и выводится на экран смартфона или подключенного к нему компьютера.

С мобильным комплектом для анализа ДНК нельзя будет полностью секвенировать геном, зато врачи смогут очень быстро выявлять мутации ДНК клеток раковых опухолей вместо того, чтобы отправлять биоматериал на анализ в отдаленные исследовательские центры. Анализ в той же клинике, где лежит пациент, позволит ускорить постановку диагнозов и назначение подходящих препаратов. Анализ ДНК также может помочь выявлять устойчивые к антибиотикам бактерии и искать возбудителей редких и новых инфекций.

Описание прототипа устройства опубликовано в журнале Nature Communications.