Каннабис впервые одомашнили около 12 000 лет назад в Китае

19.07.2021, 11:50
Исследователи собрали 110 целых геномов, охватывающих полный спектр дикорастущих родственников каннабиса. Анализ полученных данных показал, что это растение было одомашнено примерно 12 000 лет назад.
Каннабис впервые одомашнили около 12 000 лет назад в Китае
CC0 Public Domain

Несмотря на то, что это растение имеет дурную славу, оно имеет множество полезных применений. Ученые показали, что одомашнивать эту дикую культуру наши предки начали еще 12 000 лет назад

Каннабис тысячелетиями использовался для изготовления текстиля, а также в медицине благодаря его лечебным и рекреационным свойствам. Данные об эволюции генома каннабиса говорят о том, что растение культивировалось для многоцелевого использования в течение нескольких тысячелетий.

Считается, что современные высокоспециализированные сорта этого растения происходят из селективных культур, выведенных около 4000 лет назад для производства волокон или каннабиноидов. Отбор привел к появлению двух основных видов — неразветвленных высоких растений каннабиса с большим количеством волокон в главном стебле и разветвленных коротких растений марихуаны с большим количеством цветов, которые производили больше всего смолы.

До сих пор исследование эволюции каннабиса было затруднено из-за правовых ограничений, но в последнее время отношение к нему в западных странах смягчается, и ученые получают больше свободы в своей работе. Авторы нового исследования смогли собрать 110 полных геномов растений-предков каннабиса и его ближайших родственников. В результате анализа биологи показали, что 12 000 лет назад одомашненные растения, потомки которых выращиваются сегодня, разошлись со своими дикими родственниками, использовавшимися для производства тканей и лекарственных средств.

Авторы выяснили,  что некоторые из диких растений, которые в настоящее время встречаются в Китае, представляют собой ближайших потомков особей, от которых произошли сорта конопли и марихуаны. Исследователи заявили, что их работа предлагает «беспрецедентную» базу геномных ресурсов для продолжения молекулярной селекции и функциональных исследований как в медицине, так и в сельском хозяйстве.

Статья опубликована в журнале Science Advances.