Камера в iPhone 15 должна стать на голову выше. Нашел железный пруф от Тима Кука, всё сходится

На прошлой неделе в сеть утекли схемы iPhone 15 Pro, которые показали просто гигантский блок камер. В очередной раз его делают больше.

По слухам, в iPhone 15 Pro Max наконец-то добавят перископную линзу, но зачем такой большой блок в модели с экраном 6,1 дюйма, где громоздкой линзы не будет?

И тут я кое-что понял. Мы ни разу не заметили слона посреди комнаты: 15 лет на все свои камеры Apple ставила одну и ту же оптику, просто увеличивая её в размере.

Назову одно число: в мире фотографии есть как минимум 18 видов объективов, 14 из которых экстремально популярны и использует каждый человек с камерой. А в iPhone ставили только один.

Ниже разберёмся, откуда такое разнообразие у фотографов, скудность у Apple и посмотрим на близкий к реальности сценарий следующих 15 лет развития камер в смартфонах. Потому что есть реальная возможность прорыва уже в этом году.

Начнём с простой вещи.

Объективы приближают, размывают, искривляют и даже рисуют

Посмотрим на объективы, которые фотографы часто используют.

Запомните две характеристики объективов, которые делают их большими, дорогими, маленькими и дешёвыми.

▻ Фокусное расстояние пишется в ХХ мм и означает количество пространства, которое помещается в кадр. Если фотографировать с одного и того же места, 13 мм уместят хоть небоскрёб, а 77 мм захватят только лицо человека, стоящего в двух метрах от вас.

▻ Диафрагма (светосила) измеряется в ƒ/Х. Чем меньше Х (то есть чем больше раскрытие дифрагмы ƒ/Х, потому что дроби), тем ярче фотография и сильнее размытие заднего фона. ƒ/1.4 это суперразмытие, с ним можно хоть в сумерках получить яркое и чёткое фото, ƒ/20 почти не делает размытия, и даже днём с ним не всегда получится снять светло.

Эти показатели дадут всю информацию, которая поможет ориентироваться в разных видах линз ниже.

Объективы бывают следующими.

Фиксированный. Нельзя оптически (без потери качества) приближать кадр, стоя на одном месте. Фокусное расстояние у него всегда одно и то же, как и максимальное раскрытие диафрагмы.

Зум с вариативной диафрагмой. Можно оптически приближать кадр. Например, есть объективы 24–70 мм, их диапазон приближения трёхкратный. На любом миллиметре между ними весь свет попадёт на матрицу. Но, чем ближе фокусное расстояние к 70 мм, тем слабее открывается диафрагма. На 24 мм она будет, например ƒ/2.8, а на 70 мм уже ƒ/6.5. То есть максимальная яркость фотографии из-за приближения снижается. Компенсировать яркость приходится ISO и выдержкой.


Чем ближе оптически, тем темнее

Зум с фиксированной диафрагмой. Можно оптически приближать кадр, но максимальная светосила ƒ/Х остаётся неизменной. Эти камеры дороже и крупнее, потому что сохранить яркость во время зума сложно.


От расстояния не меняется максимальная яркость

Далее делим линзы по их углу обзора (тому самому фокусному расстоянию).

Сверхширокоугольный. Фокусное расстояние от 8 мм до 24 мм, бывают как фиксированные, так и зум. Вмещают очень много в кадр, искажают линии. Делятся на рыбий глаз (fisheye) и с исправленной перспективой, чтобы линии, несмотря на широкий обзор, оставались ровными.

Широкоугольный. Фокусное расстояние от 24 мм до 36 мм. Это та основная камера, которой в iPhone и любом другом смартфоне удаляют максимум внимания. Чаще всего ей достаётся самая большая матрица, потому что это оптимальный баланс между длиной и шириной объектива. Бывает фиксированным и в составе зум линз.

Портретный. Фокусное расстояние от 36 до 65 мм. Говорят, именно в таком соотношении видим мир мы. Чаще всего используют для съёмки портретов, хотя и фильмы тоже снимают. Бывает как фиксированный (на 50 мм очень популярны), так и в составе зум-объективов.

Телефото длиннофокусный. Фокусное расстояние от 65 мм до 300 мм. Приближает объект съёмки до 12 раз.

Телефото сверхдлиннофокусный. Фокусное расстояние от 300 до 2000 мм. Приближает до 83 раз. Для получения чёткого изображения используются зеркала и конструкция, схожая с любительскими телескопами. Огромные, тяжёлые, в зависимости от модели тоже бывают фиксированные и зум.

Макро. Разновидность длиннофокусного объектива. Он, как увеличительное стекло, позволяет на близком расстоянии крупно фотографировать объект. Например, Sigma 105mm F2.8 Macro фокусируется на расстоянии 31 сантиметра, а в Sigma 50–100mm f/1.8 оно равно 95 см при 50 мм, а на 100 мм отходить нужно метра на два. Многие наши обзоры сняты на такой объектив. Как правило, фиксированные.

Софт. Объектив добавляет сияния фотографии, при это держит всё нужное в фокусе. Чаще всего фиксированные.


Чёткость вроде и остаётся, но к картинке добавлен цветовой туман

Анаморфный. Анаморфная линза сжимает как можно больше пространства в кадр, которое затем через камеру или отдельный софт «расширяют» обратно до нормальных пропорций. Такие линзы часто используют в дорогих голивудских фильмах, чтобы добавить художественности кадру. Всегда фиксированные.


Узкое изображение растягивают обратно


Так он выглядит

Тилт-шифт. Означает то же, что и написано: Tilt — наклонять, Shift — сдвигать. Создаёт эффект миниатюры. Интересен тем, что, когда его наклоняют, на самом деле меняется размер области фокусировки, а когда сдвигают вверх-вниз и слева-направо, он меняет перспективу, делая параллельными линии на зданиях, которые снимают снизу. Всегда фиксированные.


С ним добиваются эффекта миниатюры


И выпрямляют перспективу

Перископный телефото. С помощью зеркал объектив находится под углом по отношению к матрице. Нужен, когда длинный объектив с сильным увеличением не получится установить традиционным способом. Может быть и фиксированным, и зумом. В фотографии почти никем не используется за пределами смартфонов.


Камера справа. Объектив располагается вдоль задней спинки смартфона, а не выпирает из него

Из всего этого разнообразия Apple использует только одну конструкцию объектива, фиксированную. Но почему они по-разному снимают?

Все три камеры в iPhone 14 Pro одного типа с отклонением


Три угла съёмки, всё что между ними — с потерей качества

Из всего перечисленного выше Apple (и почти все остальные производители смартфонов) остановились только на фиксированных объективах с одним установленным углом обзора. Вся остальная магия новых функций связана с пикселями, мощным диапазоном фокуса и обрезанием кадра.

Это происходит по двум причинам: модули должны быть в десятки раз меньше профессиональных, чтобы уместиться в смартфон, а в конструкции используют не стеклянные линзы, а гибкие пластиковые.

В iPhone 14 Pro (обзор) и iPhone 14 Pro Max такие три камеры:

Сверхугол 0,5х: аналог 13 мм, разрешение 12 МП, пиксель 1,4 µm, диафрагма ƒ/2.2 (ƒ/13.64)

Также делает макрофотографии, если оставить только середину кадра.


13 мм


24 мм в режиме макро

Основная 1х: аналог 24 мм, разрешение 48 МП / 12 МП, пиксель 2,44μm / 1.22μm, диафрагма ƒ/1.78 (ƒ/6.23)

Также снимает с приближением в два раза, если оставить только середину кадра. Используются центральные 12 мегапикселей из всех 48-ми.


24 мм


48 мм в режиме приближения в два раза

Телефото 3х: аналог 77 мм, разрешение 12 МП, пиксель 1,0 µm, диафрагма ƒ/2.8 (ƒ/24.36).

Самая тёмная линза из всех, потому что должна быть как можно короче, чтобы уместиться в тонкий корпус iPhone.


77 мм

©  iphones.ru