«Камера» размером с молекулу позволяет наблюдать за химическими реакциями в режиме реального времени

06.09.2021, 15:30
Ученые Кембриджского университета разработали крошечную камеру, скрепленную «молекулярным клеем», которая позволяет наблюдать химические реакции в режиме реального времени.
Виталий Маршак
«Камера» размером с молекулу позволяет наблюдать за химическими реакциями в режиме реального времени
Изображение Gerd Altmann с сайта Pixabay

Согласно исследованию, опубликованному в журнале Nature Nanotechnology, устройство объединяет наночастицы золота и крошечные полупроводниковые нанокристаллы, называемые квантовыми точками, которые скреплены «молекулярным клеем». Нанокамера использует процесс, подобный фотосинтезу, чтобы показать, что именно происходит во время того, как различные молекулы взаимодействуют друг с другом в ходе химической реакции.

«Камера» предлагает гораздо более простой способ мониторинга образования различных химических соединений во время реакций, чем методы, доступные в настоящее время ученым.

Для ее создания ученым потребовалось просто добавить отдельные компоненты вместе с молекулой, которую они хотели наблюдать, в воду комнатной температуры.

«Мы были удивлены, насколько мощным является этот новый инструмент, учитывая простоту его сборки»,  — написали исследователи в пресс-релизе.

Однако для этого команде потребовалось несколько попыток. В первой попытке наночастицы золота вышли из-под контроля, выпали из раствора и испортили эксперимент. Но как только исследователи добавили квантовые точки, камера ограничила и отрегулировала свою собственную сборку и остановилась на подходящем размере.

«Это самоограничивающее свойство было неожиданным, это не было тем, чего мы ожидали увидеть. Мы обнаружили, что агрегацию одного компонента из наночастиц можно контролировать путем добавления другого компонента из наночастиц»,  — написали ученые.