Какими должны быть вакцины от SARS-CoV-2? Научного ответа пока нет
Коронавирус ставит новые трудные проблемы перед учеными
Еще сравнительно недавно — полгода назад — ученые часто говорили, что многие вакцины защищают от COVID-19 с высокой вероятностью (мРНК-вакцины — выше 70%, другие несколько ниже, но тоже вполне надежно). Но появление варианта Omicron все перевернуло. Вспышки пандемии последовали во многих странах, где уровень вакцинации превышал 70–80%. И хотя уровень госпитализаций и смертей при Omicron относительно невысокий, и постковидный синдром возникает в два раза реже, остается главный вопрос:, а работают ли вообще вакцины? Так в Южной Корее, где вакцинировано 87% населения, Omicron-вариант за несколько месяцев инфицировал почти 20 миллионов.
Нужны новые вакцины
Если «старые» вакцины недостаточно эффективны, значит нужны новые. И вот здесь ученые сталкиваются с очень большими трудностями. А какие это должны быть вакцины? Еще полгода назад было понятно, что антитела должны «зацепиться» за спайковый белок SARS-CoV-2. Но что делать, если он постоянно меняется? Прямо как компьютерный стелс-вирус, который трудно вычислить антивирусам, поскольку у него нет постоянной сигнатуры (неизменного фрагмента кода).
Миган Деминг, вирусолог из Университета Мэриленда сказала журналу Nature: «Вирус меняется, и то, что работало два года назад, может не сработать для будущих вариантов».
Зыбучие пески
Omicron изменил ход пандемии и породил несколько ответвлений, последними из которых являются BA.4 и BA.5 (мы писали о них подробно: «Новая волна пандемии: варианты BA.4 и BA.5»). Каждый из этих вариантов способен прорвать иммунную защиту, полученную в результате вакцинации и заражения предыдущими штаммами, включая более ранние варианты Omicron. Так что, если будущие вакцины будут основаны на оригинальном Omicron, существует высокая вероятность, что когда в конце года эти вакцины появятся, актуальные штаммы Omicron уже будут другими. А ведь выпуск вакцин и процесс вакцинации не происходит мгновенно. Китай, вложивший в программу вакцинации миллиарды долларов, сегодня вынужден искать новые вакцины от Omicron. И затраты на новую компанию вакцинации, вероятно, будут сопоставимыми.
Но все обстоит еще уже. А почему дальше будет только Omicron? Пенни Мур, вирусолог из Университета Витватерсранда в Йоханнесбурге говорит: «Меня беспокоит, что Omicron уделяется огромное внимание, как будто мы уверены, что Omicron — это именно то, с чем мы будем иметь дело в будущем. Мы вообще-то уже столько раз ошибались».
Компании Moderna и Pfizer — разработчики самых популярных мРНК-вакцин, — пробуют новые варианты. Эти новые вакцины хорошо защищают от Omicron BA.1, но как заметил Джон Бейгель, врач-ученый из Национального института аллергии и инфекционных заболеваний США: «BA.1 — это вчерашние новости». Получается, что мы опять готовимся к вчерашним сражениям.
Изо всех стволов по всем мишеням
Бейгель и его коллеги обещают сообщить о первых результатах исследования, в котором тестируются комбинации вакцин на основе целого ряда вариантов, включая Omicron, Beta, Delta и исходный уханьский штамм. Это испытание под названием COVAIL включает мРНК-вакцины производства Moderna и Pfizer-BioNTech, а также экспериментальную бустерную белковую вакцину, разработанную компаниями Sanofi в Париже и GSK в Лондоне. Но поможет ли такая «батарея» вакцин против будущих вариантов SARS-CoV-2, о которых мы еще ничего не знаем, кроме того, что они обязательно появятся, — неизвестно. Нужны фундаментальные исследования самого вируса и надежное предсказание его изменений. А этого пока нет.