Каким фантасты видят XXII век: пророчества писателей
XXII век пользуется нешуточным вниманием писателей-фантастов. Возможно, именно в этом столетии человечество сможет сделать прорыв в освоении космоса и вывести нашу цивилизацию на новый уровень развития. Но в то же время в следующем веке нас поджидают новые проблемы, справиться с которыми будет очень непросто. Писатели, конечно, очень по‑разному видят жизнь в XXII столетии. Тем интереснее сравнить, в чем их видение будущего различается, а в чем — сходятся. И сегодня мы поговорим нескольких ярких фантастических книгах, которые переносят читателей в следующее столетие.
Таль М. Кляйн: «Двойной эффект»
Мир будущего, описанный в научно-фантастическом триллере «Двойной эффект», получился весьма ярким и оптимистичным. Вездесущие наниты залечивают болезни и восстанавливают ткани, автомобили обладают искусственным интеллектом и сами отвозят вас в место назначения, а одежда и еда печатаются на принтерах и идеально подходят для потребителей. Искусственно созданные насекомые очищают воздух и сохраняют стабильным климат всей планеты. А телепортация позволяет людям моментально перемещаться в любую точку планеты.
Однако и без проблем не обходится. Последняя война прошла полвека назад и ее итогом стало ослабление государств. Корпорации, которые теперь взяли верх, ведут ожесточенную конкуренцию друг с другом и порой прибегают к агрессивным методам и манипуляциям. Ну, а если кто-то узнает их страшный секрет (как главный герой книги Джоэль), то на него моментально начнется охота.
Ким Стэнли Робинсон: «Зеленый Марс»
«Марсианская трилогия» Кима Стэнли Робинсона — одна из самых серьезных и научно выверенных историй на тему колонизации других планет. В первом романе, «Красный Марс», автор описал полет к Красной планете «первой сотни» поселенцев.
В «Зеленом Марсе» действие переносится в начало 22 века. Успешно, хоть и не без конфликтов и трудностей, колонисты сумели начать обживать Красную планету, и теперь на первый план выходят их внуки. Земля тем временем движется к истощению и перенаселению, повышается уровень мирового океана, и как эффективно решать эти проблемы никто не знает.
Тем временем, Красная планета претерпевает важные стадии терраформирования: биосфера эволюционирует за счет разогрева поверхности Марса, постройки орбитальных зеркал размером с материк и раскопок вулканов. А после резкого подъема уровня моря на Земле планета погружается в пучину хаоса, и метрополия утрачивает контроль над марсианской колонией. Марс становится независимой державой, которая предоставляет универсальное здравоохранение, бесплатное образование, изобилие пищи и, с некоторыми оговорками, готова принимать мигрантов с Земли.
Ким Стэнли Робинсон: «Нью-Йорк 2140»
В отличие от трилогии «Красный Марс», «Нью-Йорк 2140» — относительно свежая книга Робинсона. На этот раз фантаст обратил свое внимание на тему повышения уровня мирового океана.
В середине 22 века улицы Нью-Йорка превратились в каналы, а здания — в островки цивилизации. Несмотря на затопление, человеческая цивилизаций не только уцелела, но и приспособилась к новым реалиям. Интернет, юриспруденция, торговля, полиция, спорт — практически все сферы жизни остались, просто территории, пригодные для жизни, сузились.
В этом будущем есть дроны и целые летающие деревни, удерживаемые в воздухе аэростатами, а также плавучие острова, на которых перемещают беженцев. Еще в XXI веке высотки были укреплены специальными композитными конструкциями, которые и удерживают здания от разрушения водой. Во многом, видение будущего в «Нью-Йорке 2140» получилось оптимистичным, даже несмотря на всемирный потоп.
Нил Стивенсон: «Алмазный век»
«Алмазный век» по праву считается одной из самых необычных и оригинальных научно-фантастических книг 90-х годов. До него Стивенсон выпустил другой роман, «Лавина», в котором предсказал появление соцсетей, виртуальной реальности и влиятельных международных корпораций. В «Алмазном веке» автор шагнул еще дальше, и представил жизнь в XXII веке.
Теперь вместе государств — филы, которые объединяют людей по интересам и идеологическим признакам. Их анклавы могут находиться по всему миру, занимая часть территорий крупных городов. Одна из них, Новая Атлантида, возрождает традиции и образ жизни викторианской эпохи. Другим важным игроком на мировой арене выступает Китайская Прибрежная Республика — представитель «восточного пути» развития. Однако некоторые люди предпочитают не примыкать ни к одной филе.
Согласно Стивенсону, в XXII веке человечество ждет торжество нанотехнологий. Так называемые матсборщики дали возможность создавать практически любые предметы — и притом бесплатно. Теперь вещи, созданные вручную, считаются большим раритетом. В этом мире проходят так называемые тонерные войны, в которых вместо солдат сражаются наноботы, ведя борьбу в микромире.
Все члены общества имеют гарантированный минимум и могут жить без забот. Но, как оказывается, именно их отсутствие лишает людей мотивации к саморазвитию и активной жизни. К тому же пропасть между элитой и простыми обывателями стала непреодолимо велика. И, таким образом, мир балансирует на грани между утопией и антиутопией.
Аннали Ньюиц: «Автономность»
Аннали Ньюиц — футуролог, писательница и журналист, основатель популярного портала io9, посвященного науке, технике и фантастике. События ее романа «Автономность» разворачиваются в середине двадцать второго столетия. В ее видении будущего человечество сделало ставку на биотехнологии. Разумные роботы создаются на основе человеческой плоти и мозга, и обладают теми же правами, что и люди.
Страны уступили место франшизам. Мир будущего, описанный в романе, полон биотехнологических элементов хай-тека. Вместе с тем расцвело патентное право в его антиутопическом виде — право собственности накладывается практически на любой объект или символ. Это стало причиной того, что в 22 веке вновь появилось рабство.
Главная героиня — пират и биохакер, которая нелегально создает лекарство для бедных. Очередная партия оказалась бракованной, и последствия оказались ужасными, так что по следу девушки отправляют наемника и боевого робота.
Обсудить 0