Какие технологические новинки использовала табачная индустрия для удержания падающего спроса на сигареты
ФильтрыВ середине 1950-х в США, средоточении табачных компаний и центра инноваций индустрии, озабоченные вредом курения здравоохранительные органы вынудили прозводителей внедрять сигаретные фильтры. Официально заявить, что фильтры делают курение менее опасным для здоровья, табачники не могли: в этом случае они бы подтвердили вред сигарет, то есть подписали бы себе смертный приговор.
Впервые фильтры стали широко использоваться в 1936 году в сигаретах марки Viceroy, производимых компанией Brown&Williamson («дочки» British American Tobacco, BAT). Однако настоящую популярность фильтры получили в 1952 году после антитабачной публикации в популярном американском журнале Reader’s Digest.
Некоторое время спустя после статьи BAT выпустила сигареты Kent с фильтром Micronite и устроила им мощную рекламную кампанию. В 1957 году в Reader’s Digest заявили, что фильтры в Kent являются наименее токсичными, и продажи пионера Viceroy резко упали.
Хотя реклама и обещала «хороший вкус», многие курильщики жаловались, что содержащийся в фильтре голубой асбест практически полностью убивал вкус табака. Позднее Kent отказался от них, заменив на угольные (которые являются стандартном в индустрии до сих пор).
В 1976 году вице-президент Brown&Williamson Эрнест Пепплс (Ernest Pepples) раскрыл в своём меморандуме, что отреагировав на обвинения во вреде табака внедрением фильтров, производители расширили рыночную долю сигарет с фильтром с 0,6% в 1950-м до 87% в 1975 году. Из отчёта Пепплса следовало, что сигареты с фильтром отлично сработали с точки зрения маркетинга.
На рынке был срочный запрос на появление различий между брендами. Было важно иметь больше всего ловушек с фильтрами. Кто-то говорил, что у них меньше смолы. В большинстве случаев курильщик сигареты с фильтром получал столько же никотина и смолы, сколько и от обычной сигареты, или даже больше. Как бы то ни было, от обычной сигареты он отказался, стремясь снизить риск здоровью.
Эрнест Пепплс, вице-президент Brown&Williamson
Добавки В 50-х годах компания Ligett Group, наиболее известная по марке L&M (Ligette&Myers, прежнее название компании) запустила ещё одну программу по непрямой борьбе с опасениями курильщиков, получившую известность как XA Project. Она появилась после внутреннего исследования компании, доказавшего, что сигареты марки Chesterfield вызывали рак у подопытных мышей.
К середине 70-х в компании была разработана сигарета со специальными добавками из палладия, которые, как утверждалось, снижали риск заболевания раком лёгких. Будучи тяжёлым металлом, палладий в смеси с нитратом магния способствовал блокированию появления канцерогенов в табачном дыме. Изучая эффект такого табачного микса на мышах в течение 80 недель, исследователи Ligette не обнаружили у подопытных животных раковых образований.
Несмотря на возрастающие опасения, связанные с курением табака, и очевидностью спроса на менее вредные сигареты, перспективный проект никогда не увидел свет. Виной тому стали сами табачные компании, оказавшиеся заложником ситуации.
О том, что в Ligette разрабатывались такие добавки на протяжении минимум двадцати лет, общественность узнала лишь к началу 90-х годов. Как заявили представители самой компании, эти сигареты обладали «забавным вкусом», однако содержание палладия могло принести и другие проблемы здоровью.
По всей видимости, таким заявлением компания лишь хотела отвлечь внимание публики от вреда табака. В 1998 году консультант Ligette Лоуренс Мейер (Lawrence Meyer) рассказал в суде, что на главного юриста компании давали другие производители: по их мнению, создание «безопасных сигарет» Ligette автоматически бы признало все остальные марки опасными, что наложило бы на табачников бесконечную ответственность в судебных процессах за здоровье нации.
Однако XA Project был не единственной попыткой вывести на рынок менее вредные сигареты. В 1988 году компания R.J. Reynolds (RJR) по некоторым оценкам потратила более миллиарда долларов на разработку и маркетинг марки Premier, позиционировавшейся как технологическое достижение.
В отличии от обычных сигарет, табак в Premier не тлел, а нагревался, как в печке, а пепел от окурков и дым отсутствовали вовсе. В них был обычный фильтр, однако вместо табака, закатанного в сигаретную бумагу, использовалась капсула со специальным концентратом, а на кончике находилась угольная пробка, через которую и передавалось тепло. В состав также включали гранулы с ароматизатором, глицерин и другие добавки.
По заявлению компании, устройство Premier якобы позволяло снизить эффект от некоторых примесей, содержащихся в табаке, однако в своих рекламных материалах RJR тщательно избегало всех упоминаний возможного вреда. Поставлялся Premier со специальной зажигалкой.
Однако после пяти месяцев продаж в нескольких городах США Premier был снят с производства. По словам представителей RJR, спрос на безопасные сигареты оказался ниже, чем ожидалось: «Очень просто, на тестируемых рынках он [Premier] не достиг таких показателей, на которые мы надеялись», — заявил Дэвид Фишел (David Fishel), вице-президент по связям с общественностью RJR.
По заявлениям борцов с табакокурением, Premier вредил не только курильщикам, но и обычным людям, потому что не вызывал традиционного для обычных сигарет опасения, связанного с наличием дыма. Однако и сами курильщики недолюбливали Premier из-за необычного вкуса.
В RJR считали, что потребителю достаточно выкурить две-три пачки Premier, чтобы привыкнуть ко вкусу и перейти на «безопасные сигареты». Однако в реальности покупатели выкуривали одну сигарету, остальные раздавали друзьям, лишь распространяя недовольство товаром дальше и вредя бренду.
В 1994 году RJR продолжило эксперименты с той же технологией бездымного курения, выпустив сигареты Eclipse. В этот раз они позиционировались скорее не как «безопасные», а как более допустимые для курения в обществе тех, кто не курит. Однако Eclipse всё равно были раскритикованы за уровень содержания смолы, сопоставимый с обычными сигаретами, и использование глицерина, который при нагревании оказывался канцерогенным.
Электронные сигареты Хотя впервые бездымная не содержащую табака сигарета была придумана ещё в 1963 году, она оказалась слишком инновационной для своего времени. Её первоначальный изобретатель Херберт Гилберт (Herbert Gilbert) патент в 1965 году.
В такой сигарете нагревающий элемент пропуск воздух через специальный пористый материал, смоченный ароматической жидкостью из картриджа, что могло стать заменой курению или даже медицинской респираторной профилактикой.
Однако в те годы большинство курильщиков ещё не считали сигареты чем-то вредным для здоровья, а технологии не позволяли организовать массовое производство составляющих для таких электронных сигарет, оправданное по затратам.
В 2003 году 52-летний китайский фармаколог и курильщик со стажем Хон Лик (Hon Lik) «изобрёл» электронную сигарету после того, как его отец, также заядлый курильщик, умер от рака лёгких. Спустя несколько лет электронные сигареты переживают настоящий бум: в 2006-м их завезли в Европу, а через год они наводнили рынок США.
С 2008 по 2013 год продажи электронных сигарет в США выросли с 50 тысяч до примерно 5 миллионов, а их цена сократилась с 200 до 20 долларов. Главным преимуществом стали сменные картриджи: при стоимости в несколько долларов они давали курильщикам возможность менять вкус дыма по своему предпочтению, а также курить концентраты как с содержанием никотина, так и без.
Аккумулятор в таких сигаретах обычно встроен и не подлежит замене, что позволяет удешевить производство, продавая такие товары поштучно по цене всего в несколько долларов. Для создания визуальной схожести с обычными сигаретами в электронных обычно размещают на кончике светодиод, имитирующий тление табака при затяжке.
[embedded content]
В 2010 году голливудская актриса Кэтрин Хейгл сделала громкое заявление в эфире Late Show Дэвида Леттермана. Она достала свою электронную сигарету, дала её попробовать ведущему и призналась, что таким образом она бросила курить обычный табак.
Ты выдыхаешь водяной пар, так что не вредишь никому и не вредишь себе. Фактически я увлажняю воздух.
Кэтрин Хейгл, актриса
В октябре 2014 года министр здравоохранения РФ Вероника Скворцова запретила оборот электронных сигарет в стране. Скворцова ссылалась на норму закона, запрещающую имитацию сигарет в виде электронных изделий. Однако полностью регулировать рынок не удалось: электронные сигареты всё равно продаются под видом ингаляторов и испарителей.
Продажи электронных сигарет резко выросли после введения запрета на курение в общественных местах с 1 июня 2014 года: на них норма закона не распространялось, и считалось, что электронные сигареты даже можно курить в самолётах. Согласно опросу «Известий», спустя месяц после вступления закона в силу продавцы фиксировали рост спроса от 5% до 50%.
Хотя патент на изобретение и принадлежит Хон Лику, крупные табачные компании (Philip Morris, British American Tobacco и Japan Tobacco International) скупают производителей электронных сигарет по всему миру и периодически патентуют свои товары, в том числе в России. Однако пока гиганты табачного рынка не продают здесь электронные сигареты.
Вапорайзеры Последним трендом в курении табака является использование электронных вапорайзеров (vapor — пар). По своему устройству они чем-то напоминают сигареты Premier и Eclipse: вместе горения (тления) табака в них используется нагревание, фактически — выпаривание. Такой метод уменьшает объём вырабатываемого дыма (в некоторых случаях исключает его полностью) и сопутствующих ему вредных веществ, например, смолы.
Одно из первых устройств этого типа было представлено компанией Philip Morris в 1997 году и называлось Accord. Внешне они выглядели как обычные сигареты, только очень короткие, которые курились при помощи особого устройства, работающего на батарейках.
Курильщик помещал сигарету в специальное устройство, которое реагировало на затяжку и нагревало сигаретный табак. Из-за вапоризации объём дыма снижался на 90%, и такой способ даже позиционировали как возможность скрывать курение от родителей или жены, которая не переносит запах сигарет.
Зарядка устройства занимала около получаса, однако потребители могли докупать дополнительные сменные аккумуляторы. По словам представителей Philip Morris, разработка Accord велась пять лет, а возможность для создания такого устройства открыли недавние прорывы в области технологий создания компактных аккумуляторов.
В 2005 году СМИ сообщали, что производство Accord было прекращено, однако в 2014 году Philip Morris предприняла ещё одну попытку запустить вапорайзеры в массовое производство, произведя Marlboro IQOS. В набор входило само устройство, похожее на электронную сигарету, чехол для носки и USB-зарядка для аккумулятора.
Сигареты под названием Marlboro HeatSticks, предназначенные для использования в IQOS, продавались отдельно. Для тестирования нового продукта Philip Morris выбрала Италию и Японию, в других странах они до сих пор не продаются.
Другим направлением являются электронные устройства, в которыхе табак загружается вручную. Из-за эффективности курения через вапорайзеры они обычно пользуется высоким спросом у потребителей марихуаны. При нагревании активные вещества выпариваются бездымно, позволяя скрывать сам факт курения и избавляясь от едкости, вызывающей кашель.
В 2013 году New York Post писал о растущей популярности USB-вапорайзеров в Нью-Йорке: в зависимости от дизайна и качества, цены на такие устройства варьировались от 250 до 700 долларов за штуку. Выбор огромен — некоторые экземпляры достигали 1600 долларов.
В стремлении найти нишевых покупателей некоторые компании даже стали выпускать специальные чехлы для смартфонов, позволяя одновременно заряжать их и питать вапорайзер. VapeCase выпустила такой продукт в 2014 году для нескольких моделей iPhone и Samsung Galaxy.
[embedded content]
Однако до сих пор вапорайзеры продаются лишь небольшими частными компаниями. Гиганты табачной индустрии до сих пор не брались за их производство и реализацию, и пока неясно, собираются ли они вообще выходить на этот неоднозначный нишевый рынок.
В июне 2014 года гендиректор Philip Morris International Андре Каланцопулос рассказывал в интервью Forbes, что у него нет никаких прогнозов относительно того, какой продукт окажется успешным, а какой провалится. Пока что максимум смелости PMI — это нагревание сигарет при помощи подзаряжаемого через USB устройства, придуманного в начале девяностых.
Не хватало, чтобы табак сажал ещё и батарейку, Никита Лихачёв, TJ
© TJournal