Какие необратимые изменения запустил облачный тренд в российском бизнесе
Обзор тенденций, заданных облачными технологиями, среди российских компаний.
Облачные технологии для бизнеса имеют значение куда большее, чем просто инструмент рациональной автоматизации. Облака меняют философию управления и действуют как катализатор для глобальных рыночных трансформаций, в том числе психологических и социальных.
В России тоже облачно
Состояние рынка облаков в России многие до сих пор характеризуют как зарождающееся и приводят растиражированные данные — 1% от мирового рынка облачных вычислений. Тем не менее отечественный бизнес уже распробовал блага перемен и сам существенно изменился за несколько лет активной миграции в облачную среду.
Последнее исследование от Selectel и iKS-Consulting показало: 80% опрошенных представителей крупного и среднего бизнеса уже используют облачные решения. Ещё 9% собираются внедрить их в ближайшем будущем. И только 11% респондентов не хотят идти в облака.
Не корысти ради
Стереотип номер один в теме облачных миграций — бизнес осваивает технологию для экономии бюджета. Думать так вполне резонно. Если предприниматель решил организовать ИТ-инфраструктуру компании в облаке, ему, конечно, не нужно покупать железо и заботиться о том, кто и как будет его обслуживать. Сотрудники ИТ-отдела, оборудование — эти статьи расходов точно отпадают.
По ходу работы возникает ещё много прецедентов сокращения ситуативных трат. Это касается сезонных нагрузок, например, у отелей и гостиниц, когда нужно задействовать дополнительные серверные ресурсы на короткий срок. В облаке это делается в несколько кликов.
Да, счета за использование услуг провайдера повысятся по существующим тарифам. Но сколько было бы потрачено на решение тех же проблем традиционными ИТ-средствами? На примере фитнес-рынка: аренда ПО начинается от 3990 рублей в месяц, это на порядок дешевле разового приобретения.
И потом, дополнительное оборудование будет попросту простаивать, когда на смену лету придёт зима или новый филиал клуба придётся закрыть из-за неудачно выбранной локации. В облаке же можно отключить определённые услуги, как только они стали неактуальны.
И всё-таки экономия — не первостепенная причина. В исследовании TAdviser основными мотивами предпринимателей к облачным переменам названы, во-первых, возможность ускорения запуска новых проектов и открытия новых филиалов.
При коробочном решении для открытия того же филиала фитнес-клуба нужно потратить около недели на покупку дополнительного оборудования и ещё неделю на установку и запуск. Облака сокращают процесс до пары дней. Для глобальных проектов соотношение временных издержек будет ещё более выгодным.
Во-вторых, возможность непрерывности бизнеса. Форс-мажоры вроде повреждения кабеля или перегрузки сервера для бизнеса с высоким уровнем проникновения ИТ-технологий могут иметь большие последствия. Облака помогают избежать подобных простоев. На смену нескольким рискам технических неполадок приходит один, менее вероятный — качество интернет-связи.
От бизнес-рутины к бизнес-творчеству
В ежедневном режиме тут и там появляются релизы о бизнес-решениях для разных ниш — системы оплаты, контроля допуска, биометрическое распознавание, боты. Интеграция таких решений с облачными ИТ-системами очень оперативна. Можно быть гибким и маневренным, не утопая в долгих процессах настройки.
Сеть фитнес-клубов Athletic-GYM, например, изначально начинала работать с облачной версией »1С: Фитнес-клуб», чтобы облегчить процесс масштабирования и собрать воедино клиентские базы всех филиалов. В итоге перемены произошли куда более масштабные: система автоматизации была интегрирована с сайтом, мобильным приложением, биометрическим контролем доступа.
Клиенты Athletic-GYM покупают и продлевают абонемент в мобильном приложении, там же записываются на занятия и оценивают работу тренеров, входят в зал и открывают шкафчики в раздевалках по отпечаткам пальцев. При этом в штате у компании нет ни одного профессионального ИТ-специалиста, а только руководители проектов.
Предпринимателям сегмента СМБ ещё несколько лет назад было сложно представить, что столько ИТ-возможностей, ранее доступных лишь гигантам, будут в массовом доступе по низкой цене. Это, конечно, бонусы в копилку развития малого бизнеса.
Для корпораций в облачном развитии важнее дополнительные возможности обработки, хранения и использования больших данных. Поэтому облачные сервисы и дальше будут только больше интегрироваться друг с другом, предоставляя новые варианты комбинаций для ИТ-инфраструктуры компаний.
И, самое главное, на мой взгляд, что делают облака для творчества в бизнесе — избавляют от рутины. Если миграция в новую среду совершена грамотно, с пониманием чётких целей, что бывает не всегда, у бизнеса развязываются руки. Руководитель может избавить себя и команду от тяжёлого воза стандартных задач и сфокусироваться на созидательных действиях.
Например, сосредоточить усилия менеджера по работе с клиентами на индивидуальном подходе, а не на работе с базой. Ориентировать отдел маркетинга на продажи, а не ждать недельных согласований данных для формирования отчётности. ИТ-отдел может переключиться с режима постоянного латания дыр на поиск инноваций. Список можно продолжать.
Вымирающие виды
Самое заметное изменение в трансформации рынка труда — вымирание ряда профессий. Как бы грубо ни звучало, облачные решения для салонов красоты, частных клиник и фитнес-клубов уже сегодня в ряде компаний оставили без работы сотрудников ресепшн и отделов маркетинга. Их задачи делегированы программе — это выгоднее и эффективнее для бизнеса, ничего не поделать.
Малый и средний бизнес отдаёт в облака несколько самых распространённых функций. На первом месте — бухгалтерский учёт и отчётность (54% объёма сегмента SaaS). И вот уже официальный представитель Министерства финансов России заявляет, что к 2019 году профессия бухгалтера исчезнет, поскольку становится неактуальной на фоне совершенствования технологий.
Для ИП, ООО с небольшим количеством услуг сервисы для бухгалтеров могут исключить потребность в специалистах или свести её к минимуму. «Тинькофф банк», к примеру, предоставляет своим клиентам в виде бонуса бесплатную онлайн-бухгалтерию, которая помогает справляться с отчётностью самому предпринимателю.
Следующие по списку — сотрудники call-центров (16,4% объёма сегмента SaaS). Похожая судьба у кассиров, юристов. Одна из самых громких новостей 2017 года — намерение «Сбербанка» заменить больше 3000 сотрудников своих юридических отделов на роботов дала повод задуматься многим носителям профессии.
В «Атласе» вымирающих профессий, составленных центром «Сколково», 57 позиций, в списке профессий будущего — 186. Этот тренд не новость. Бизнесменам и потенциальным соискателям важно увидеть в нём возможности.
HR-трансформация
Облака сокращают кадры, но и облегчают рекрутинг: снижаются риски кадровых просчётов. Искать PR- , ИТ-специалиста, программиста — задача не из лёгких. В большинстве случаев приходится выбирать вслепую, поскольку многие компетенции сложно оценить.
Тут на помощь приходят сервисы по обработке большого количества резюме соискателей. Компания «Ростелеком» в 2017 году приступила к внедрению мощной HR-системы на основе SAP SuccessFactors. Она должна автоматизировать все процессы управления персоналом, включая рекрутинг, адаптацию и планирование карьеры.
Начальники нового типа
Наконец, облака влияют на психологию управленческих отношений. Корпоративные планировщики задач, облачные хранилища, настраиваемые системы доступа, возможность передавать любой файл короткой ссылкой, а не долгой подгрузкой, быть доступным из большинства точек мира — всё это стимулирует практику работы вне офиса и ставит руководителя и подчинённого в принципиально иные условия взаимодействия.
В России эта практика только начинает распространяться, в основном благодаря ИТ-компаниям. К фрилансерам ещё относятся с недоверием. «Как я прослежу, что он работает, а не халтурит?» — этот вопрос тормозит решения многих руководителей.
Тем не менее, тренд даёт о себе знать. Один из самых масштабных российских примеров — проект «Билайна» BeeFree по переводу сотрудников на режим удалённой работы. Его запустили в 2016 году. Сейчас в компании больше 3000 человек работают удалённо, проводя вне офиса от двух до пяти дней недели. Сами офисы перестроены в коворкинги. Конечная цель «Билайна» — задействовать в проекте около 9000 сотрудников. Этого показателя должны достигнуть в конце года.
Количество удалённых работников в стране — косвенное свидетельство зрелости менеджмента. Дело не в самом факте отсутствия или присутствия человека в офисе, а в изменении системы ценностей. Облака запустили процесс переориентирования модели работы от отсиживания часов на рабочем месте на результат.
Да, у отечественного рынка облачных вычислений ещё очень большие пределы роста. Он только вступает в активную фазу и, я думаю, на наших глазах будет развиваться в несколько раз стремительнее, чем в предыдущие годы.
Детские болезни отрасли почти преодолены — качественный интернет глубже проникает и в регионы, предприниматели больше узнают о технологии и становятся лояльнее. Трансформации, запущенные в бизнес-среде, уже необратимы. Так что о таких крупных облачных кейсах, как у «Билайна», «Ростелекома» или «Сбербанка» мы будем слышать куда чаще уже в этом году.
© vc.ru