Как запустить стартап без привлечения внешних инвестиций
Бутстрэппинг — это…
В переводе с английского bootstrapping — это затягивание поясов, затягивание ремешков на обуви. Подход бутстрэппинга противоположен процессу создания бизнеса с помощью бизнес-ангелов или венчурных капиталистов. Вместо внешних инвестиций стартап-предприниматель опирается на свои финансовые ресурсы.
Многие известные компании, такие как Apple, Microsoft, Facebook, MailChimp, Craigslist и Oracle, начинали свой путь с бутстрэппинга. Кто-то не хотел зависеть от инвесторов, у кого-то не было альтернативы — причины могли быть разными.
Преимущества бутстрэппинга
Контроль над бизнесом в руках стартапера. Во-первых, инвесторы будут иметь долю в проекте. Во-вторых, с развитием бизнеса они захотят принимать участие в его управлении. В-третьих, небольшой бонус — если на определённом этапе предпринимателю всё-таки понадобится финансирование со стороны, инвесторы оценят факт, что до этого он справлялся самостоятельно.
Бутстрэппинг дешевле. Как правило, своих денег у стартапера меньше, чем «вливания» инвесторов. Соответственно, свои ресурсы предприниматель будет расходовать аккуратней. И если вдруг какое-либо решение будет ошибочным, его цена будет не такой большой, как если бы стартапер потерял деньги инвестора.
Качество выше. При бутстрэппинге стартапер лучше сфокусирован на совершенствовании продукта из-за ограниченных ресурсов.
Больше свободы и творчества. Когда предприниматель строит стартап на свои деньги, он сам себе хозяин, волен самостоятельно принимать решения и может творчески подходить к процессу.
Недостатки бутстрэппинга
Все финансовые потери лежат на плечах стартапера. Да, рисков при этом подходе больше, ведь стартапер использует свои финансовые ресурсы. И, как следствие, при бутстрэппинге стресс часто становится спутником предпринимателя.
Ресурсов может не хватить. На определённых этапах развития стартап может застопориться в развитии из-за нехватки денег у предпринимателя. И тогда привлечение внешнего финансирования может оказаться неизбежным, чтобы проект достиг новых высот.
Как запустить стартап при помощи бутстрэппинга
Проверить идею
Важные критерии успешного бутстрэппинга:
- выявить «боль» клиента и понять, как её монетизировать;
- просчитать спрос и предложение рынка, на котором будет продвигаться стартап;
- создать и протестировать MVP (Minimal Viable Product — минимально жизнеспособный продукт).
Некоторые из перечисленных процессов — это проверка идеи. Расскажем, как это сделать без существенных денежных затрат.
«Стук в дверь». При этом подходе предприниматели устраивают онлайн-опросы и задают вопросы на интернет-форумах, чтобы собрать информацию.
Конференции и митапы. Чтобы собрать отзывы и получить бесплатную консультацию, стартаперы могут посещать специализированные мероприятия.
Тест от Старбакс. Ещё он называется «Двадцатидолларовый тест». Суть в том, что предприниматель покупает кофе прохожим, чтобы те дали честный фидбек по поводу идеи проекта.
Реклама. Можно создать самый простой лендинг на конструкторе, где будет информация о вашем предложении, и дать пользователю возможность оставить заявку. Потом запустить рекламу и оценить результаты, оставляла ли аудитория заявки.
Действовать
Стартаперам без внешнего финансирования постоянно приходится учиться. Суть проста — если они не будут ничего делать, не придут к результату. Им приходится просыпаться раньше, больше времени отдавать работе, меньше отвлекаться на посторонние вещи. Потому что, как правило, на ранних этапах они не могут нанять менеджера по продажам или маркетолога. Стартаперы берут эти функции на себя. Им нужно быть активными, чтобы проект работал. Поэтому своё время они инвестируют в обучение продажам, PR, маркетингу, менеджерству.
Бутстрэпперы делают холодные звонки и пишут холодные email, ходят на конференции и бизнес-завтраки, общаются с коллегами, ведут блог. Это те активности, которые постоянно сопровождают стартаперов, особенно на ранних этапах.
Сосредоточиться на прибыли
Стартапы, которые развиваются по пути бутстрэппинга, сосредотачиваются на получении прибыли, чтобы иметь возможность развиваться. Ведь у них нет подушки из внешних инвестиций, которые нужно потратить. Поэтому предпринимателям необходимо получать прибыль за счёт коротких циклов конверсии денежных средств.
Прибыль бутстрэп-стартапера — это средства на финансирование дальнейшего развития проекта. Поэтому фокус внимания направлен на платёжеспособность клиентов. Ведь выплата зарплаты, оплата счетов, финансирование развития — это всё идёт из прибыли стартапа.
Быть изобретательным
Стартаперами движут большие идеи, они не концентрируются на недостающих ресурсах. Они сфокусированы на изобретательности, которая помогает идею превратить в реальный проект. Изобретательность — это тоже навык, который необходимо тренировать. И построить стартап — это отличная тренировка.
Примеры изобретательности
Экономичное отношение к ресурсам. В самом начале пути можно попробовать обойтись без офиса или выбрать небольшое, но функциональное пространство. В общем, экономить там, где это можно сделать без ущерба для проекта.
Бесплатные или недорогие инструменты. На первых порах при запуске стартапа можно использовать Google Docs, MailChimp, Sendsay, Slack. То есть такие инструменты, которые не требуют «вливаний» или посильны для стартапа.
В конце добавим одно: никогда не будет лучшего времени для запуска стартапа. Единственные ограничения — это собственное творчество, страсть и готовность воплотить мечты в реальность.
Материал подготовлен компанией INOSTUDIO