Как WeChat захватил Китай. В этом приложении сидит треть мира, но почему так получилось?

Если посмотреть на список самых дорогих компаний, про одну вы мало что знаете.

Китайская Tencent с оценкой в $388 млрд стоит дороже Samsung, дышит в спину Mastercard, а буквально два года назад её капитализация почти дошла до $1 трлн, обойдя Meta (запрещена в России), Visa и Tesla.

Пока сам же Китай не начал её разрушать.

Обычные люди в России, Индии, Европе, или США про создателя WeChat почти не знают, как и про сам мессенджер. Однако там этим приложением пользуется 1,6 миллиарда человек.

В WeChat оплачивают электричество, заказывают еду, такси, билеты в кино, подтверждают личность, чтобы поиграть и дают государству доступ к невероятному механизму цензуры.

Иногда «неправильные» слова в личной переписке не доходят до собеседника, а иногда, как говорят некоторые источники, люди исчезают.


Это небольшой пример тех компаний, в которые вложилась Tencent

Более того прямо сейчас гигант имеет доли и, соответственно, своих людей в Reddit, Discord, Snapchat, Epic и в других популярных сервисах.

Но как компания из дешёвой копии ICQ пришла к такой почти необузданной власти?

И как получилось, что Запад дал этой организации скупать пачками доли в Activision Blizzard, Ubisoft, Spotify, лицензии на трансляцию, а потом не смог защититься от китайской цензуры у себя же дома?

А самое интересное, почему Китай два года назад разрушил своё экономическое чудо?

Начнём с простого примера, как далеко уже зашла китайская цензура за пределы своей страны. И что он прямо сейчас творит у себя дома.

Содержание:

1. Пингвин с очень длинным клювом

Маскотом одного из самых популярных сервисов Tencent QQ выступает милый пингвин, хотя ему больше бы подошёл осьминог с тысячей тентаклей и огромным влиянием.

Только лишь её один игровой отдел — большая компания в мире гейминга. Кроме абсолютной доминация в Китае ей полностью или частично принадлежат следующие компании:

100% Riot (League of Legends) 100% Sumogroup (Crackdown, Sackboy) 81,4% Supercell (Clash of Clans) 40% Epic Games (Fortnite) 11,3% Ubisoft 5% Activision Blizzard 5% Paradox Interactive 3,8% Remedy Entertainment (Alan Wake, Control).

И это не просто вложения «на чёрный день».

Несмотря на крошечную долю в Activision Blizzard, Tencent заблокировала профессионального игрока Hearthstone во время турнира за то, что он поддерживал протесты в Гонконге.

У неё также есть влияние и в других сферах. Компания вкладывается в производство голливудских фильмов, и владеет правами на трансляцию матчей по баскетболу лиги NBA.

Менеджер одного из учавсвтующих в NBA клубов Huston Rockets Дерил Морей написал твит cо смыслом «Бейтесь за свободу. Поддержите Гонконг». Tencent после этого решила не проводить трансляции Huston Rockets.

Дерил Морей удалил твит и извинился за «неуместное высказывание». А игрокам клуба пришлось еще и говорить, что они любят Китай. Tencent буквально заткнул рот своими деньгами американской лиге.

И если компания имеет такое влияние на Западе, то что же она творит у себя дома?

Вокруг IT‑гиганта давно построился жуткий имидж. Полно мнений о том, что она использует монополистические методы, чтобы уничтожить любую конкуренцию, бессовестно копирует продукты других компаний, занимается цензурой, и при этом, конечно, не поддерживает нормальных условий работы.

Будет звучать странно, но основатель Tencent, который до сих пор является её главой, явно не задумывал строить репрессивную корпорацию зла, когда зарегистрировал компанию в 1998 году.

Всё началось с простого желания. Чтобы люди в новую эпоху настольных компьютеров могли бесплатно общаться онлайн.

◦ Назад к содержанию ◬

2. Таинственный основатель Tencent взлетел на копии ICQ


Основатель Tencent Пони Ма в головном офисе

Сейчас 4-й самый богатый человек Китая Пони Ма (Ма Хуатенг) балансирует между интересами родины, Tencent и остального мира. Чтобы не сказать лишнего, он держится в тени.

В 1998 году 27‑летний интроверт посетил презентацию одной израильской программы под названием ICQ. Той самой, которая с 2010 года принадлежит VK Group. Исторически это был первый мессенджер с моментальными сообщениями, и Пони Ма захотел разработать свою версию для Китая.

Одной из проблем в стране был медленный интернет, поэтому программу сделали ультралёгкой и доступной.

Так в январе вышла OICQ (Open ICQ).

За два месяца у них было 500 пользователей. И расти пошёл быстро, по 1000 пользователей в день.

Но с быстрым ростом компания Пони Ма моментально отхватила три проблемы:

1. Нужно подключать больше серверов, а они не дешёвые
2. Не было понятно, как монетизировать
3. Через 9 месяцев пришёл жирный конверт от AOI, владельца ICQ

Американская AOI выкупила приложение у Израиля и собиралась засудить Tencent, если те не сменят название. Тогда в OICQ был 1 млн пользователей.

Основатель взялся за голову. Убыточную компанию никто не хотел покупать, и тогда он нашёл инвесторов в области венчурного капитала, которые вкладываются в рискованные стартапы с большим потенциалом.

Пони Ма честно говорил о проблемах, но показывал цифры роста. В итоге IDG Capital заплатили $2,2 млн за долю в 40%. Прошло меньше года с запуска.

Чтобы решить вопрос с иском, программу переименовали в QQ.

Если за первый год они достигли отметки в 1 миллион пользователей, то за второй год они достигли 50 миллионов. И все через сарафанное радио.

Но вопрос убыточности оставался.

◦ Назад к содержанию ◬

3. Монетизировали корейскими аватарами

За два первых года настольную программу пробовали нарядить баннерами и продвигать в корпоративном сегменте, но это не помогало.

В 2002 году Tencent запретила пользователям регистрироваться бесплатно, и это было самой глупой идеей. Если в 2023 году люди не собираются платить за регистрацию. То тогда не хотели тем более. Рост замедлился, через год пэйвол убрали.

И тут они наткнулись на популярный корейский сайт sayclub.com с конструктором аватаров, который продавал кастомные цифровые портреты за небольшую сумму.

Что сейчас бесплатные Memoji есть в каждом айфоне, а тогда фича была новой (и существует в QQ до сих пор). Её быстро скопировали, установили минимальную цену в 3 рубля по текущему курсу, но были и дорогие опции, и все знали их ценник.

Так аватары стали ещё и символом статуса, поскольку QQ начал пользоваться как приложение для знакомств.

Дальше они расширили ассортимент с большей кастомизацией. Одежда, украшения, обувь и так далее.

Бизнес‑модель, наконец, подошла.

Компания создала свой сайт QQ.com, начала продвигать на нём бесплатные онлайн-игры.

К 2004 году Tencent добавила туда микротранзакции и параллельно занимала 74% китайского рынка мессенджеров.

В том же году стартап разместил свои акции на бирже Гонконга, привлёк $200 млн, что моментально сделало Пони Ма одним из самых богатых людей страны в телекоммуникационном бизнесе.

Но тогда же у QQ появился один грозный конкурент.

◦ Назад к содержанию ◬

4. Microsoft чуть не захватила Китай


MSN Messenger, который очень хотел стать базовым в Китае. Его убила корпоративная бюрократия

В 2004-м году Microsoft запустила свой мессенджер MSN Messenger в Китае.

QQ подходил для повседневного общения, но был недостаточно стабильным и минималистичным для корпоративного и студенческого сегментов.

MSN Messenger разошёлся по офисам и начинал съедать долю QQ, но те не растерялись.

У гигантской корпорации вроде Microsoft было три проблемы: многомесячная бюрократия перед новыми фичами, медленная загрузка в Китае из-за хранения данные на американских серверах и интеграция мессенджера в платформу Windows Live, то есть дополнительный шаг для авторизации.


Пони Ма в 2000‑х

Например, именно китайский офис Microsoft предложил сделать так, чтобы пользователи продолжили получать сообщения, даже когда они офлайн, и затем могли видеть их сразу при входе.

Tencent спустя пять лет после запуска всё ещё была в состоянии стартапа, поэтому внедрила фичу всего за пару недель. Скорость выигрывала пользователей, и так преимущество вернулось.

В итоге 2005 году у QQ было больше полумиллиарда пользователей, а MSN Microsoft свернула в стране.

Эта победа на мультимиллиардной корпорацией стала переломным моментом. После вытеснения главного конкурента Tencent начала интегрировать всё больше сервисов в свою чат-платформу, начиная с агрегатора новостей.

◦ Назад к содержанию ◬

5. Tencent начала грубо давить конкурентов

wp-image-1215027wp-image-1215026

Победа над Microsoft научила Tencent работать решительно.

К 2008 году Китай заблокировал Facebook и YouTube, а ещё заставил любые заграничные компании работать только через местные фирмы прокладки. Если кто-то хотел выпустить игру, компания должна была лицензировать её через китайскую фирму.

Tencent стала главным посредником и выступала издателем многих проектов.

Если договориться не получалось, компания нагло копировала игру. Так она поступила, например, с Mario Cart, выпустив клон QQ Speed.

Ещё жестче она поступила с антивирусом Qihoo 360, который быстро набирал популярность.

Tencent разработала свою копию «QQ Doctor», агрессивно рекламировала его в своём QQ и моментально заняла 40% рынка. Тогда Qihoo 360 начал предупреждать пользователей, что QQ — вирус.

За это Tencent пошла на грубый метод. Если компьютер пользователь видел установленный Qihoo 360, он блокировал работу QQ. Нужно было или удалять QQ, где все друзья и семья контактах, или удалить антивирус. Разумеется, все оставались на QQ.

Подобными схемами корпорация выдавливала конкурентов из многих сфер.

◦ Назад к содержанию ◬

6. Попробовала очистить репутацию

Правительство не вмешивалось в эту борьбу грязными методами. Оно давало Tencent расти.

Но постепенно компания создала себе жуткую репутацию, которая будет отпугивать выживших в борьбе конкурентов. Они не дадут Tencent зайти в новые ниши.

Стратегию поменяли на более дружелюбную: инвестиции и интеграция.

Например, Tencent купила долю в поисковике Sogou и применила их технологии в своём собственном. А покупка доли и сотрудничество со вторым по размеру маркетплейсом JD.com. С нулевым опытом в физических продажах IT‑гигант неожиданно стал главным конкурентом TaoBao, китайской версии AliExpress от Alibaba.

Tencent превратилось из агрессивного охотника в богатого фермера. Это позволило объединить разрозненные на первый взгляд стартапы в одну экосистему.

В итоге её доход подскочил с $200 млн в 2005 году до $2,9 млрд в 2010 году.

И тут началась эра смартфонов.

Неудивительно, что QQ смог обыграть только один продукт. Который разработали в тех же стенах.

◦ Назад к содержанию ◬

7. Операция на спине помешала WhatsApp стать китайским

С релизом iPhone глава Tencent Пони Ма сразу понял, куда идёт дело.

Три независимые друг от друга группы работали над собственной версией мессенджера.

В итоге в январе 2011 году WeChat запустился. За первый год он привлёк 100 000 000 пользователей и стал самым быстрым растущим сервисом. Ещё через год у него было уже 300 000 000 пользователей.

Успеху помогли вирусные фишки, такие как перевод голоса в текст и «бутылочка» с анонимным сообщениями рандомные пользователям.

А ещё сыграло роль быстрое внедрение новых функций: за год появились блог-платформа, раздел для знакомств, групповые чаты, бизнес-аккаунты.

В США при запуске продукта у вас есть пару месяцев до появления конкурентов. В Китае вас их будет сотни в первые часы после релиза

— Глава Tencent Пони Ма о методах работы.

Чтобы усилить присутствие на Западе, Tencent хотела купить WhatsApp.

Но в 2014 году переговоры остановились, потому что Пони Ма делали срочную операцию на спине. Цукерберг подсуетился, и в том же году купил WhatsApp за $19 млрд, хотя Tencent планировала заплатить только $10 млрд.

Расширение за пределами Китая сорвалось, зато две новые функции создали платформу для тотального доминирования компании у себя дома.

◦ Назад к содержанию ◬

8. Две волшебные фичи WeChat, которые перевернули мир

wp-image-1215023wp-image-1215022

В Китае есть традиция дарить красные конверты с символичной суммой на Новый год. В 2014 WeChat дал возможность делать это в цифровом виде. На запуске люди отправили друг другу 70 000 000 конвертов.

Позже эта функция вдохновила Tencent построить одну из доминирующих платёжных систем WeChat Pay, которая по удобству превзошла Apple Pay ещё до его запуска.

Вторым прорывом стали мини-приложения. Вы их знаете по VK, но первыми их распространила Tencent. Это встроенные в мессенджер версии полноценных приложений, которые не нужно устанавливать через App Store и Google Store.

Например, для заказа в Burger King, Uniqlo, Макдоналдс, Starbucks, Didi (такси) в Китае можно просто найти мини‑приложение внутри WeChat и сделать всё то же самое, что вы бы делали в отдельной программе.


Мини-приложения теперь есть и в VK

При этом компания получает всю информацию о действиях, которые совершают пользователи в приложениях. Затем она использует её для анализа, предсказания и контроля.

Поэтому, когда люди обсуждают, что Евросоюз может принудить Apple разрешить добавлять альтернативные магазины, всегда нужно помнить, что на самом деле в Китае эта схема давно работает.

WeChat и есть альтернативный магазин приложений, который Apple, разумеется не удаляет из App Store, потому что боится последствий со стороны китайских властей.

Сейчас WeChat пользуется больше 1 миллиард пользователей в Китае. За пределами «всего» 100 миллионов.

Причина успеха на домашнем рынке и провала на внешнем оказалось одной и той же.

◦ Назад к содержанию ◬

9. Суперприложение Tencnet могло появиться только в Китае


Как изменился Шеньчжень за 40 лет

Капиталистический коммунизм в Китае начался в 1979 году с созданием свободной экономической зоне в Шэньчжэне. Там впервые заработала рыночная, а не плановая экономика.

При этом западным компаниям запрещали работать в Китае самостоятельно, только через китайских посредников. План был вырастить домашние корпорации, которые потом могли бы масштабироваться на весь мир.

Позже государство закрывало глаза на грубые методы борьбы на внутреннем рынке, чтобы сильнейшие игроки аккумулировали как можно больше часть рынка и пользователей под себя.

Тактика сработала, и организации вроде Tencent прекрасно понимают, кому они обязаны в своем успехе.

Те же методы борьбы без поблажек правительства не сработали бы на Западе.

К тому же, WeChat был тонко подогнан под все культурные особенности и бытовые нужды граждан Поднебесной. И потому для каждой новой страны пришлось бы создавать абсолютно новую систему.

Но есть одно исключение.

◦ Назад к содержанию ◬

10. Tencent заблокировала TikTok из зависти

Когда в Китае компания становится слишком заметной, её либо покупает, либо копирует один из трёх гигантов: Alibaba, Tencent или Baidu.

Но с ByteDance случилась другая история.

Фишка их детища TikTok оказалась в мощных рекомендаций. Хотя Tencet пытался внедрить формат коротких видео в WeChat, ByteDance успел захватить рынок раньше и даже вырвался за пределы Китая.

Пани Ма был зол, и всё даже дошло до суда, где стороны обвиняли друг друга в нечестных методах конкуренции. Дело в том, что Tencent заблокировала любые ссылки на TikTok в WeChat, а ByteDance в свою очередь запретила публиковать любой контент, созданный в сервиса Tencent.

Топор войны они зарыли в 2023 году.

Что до мирового успеха, WeChat и QQ за 20 лет не пришли к тому успеху за пределами Китая, на который у TikTok ушло 5 лет.

Google и Facebook (соцсеть запрещена в России) за огромные деньги с удовольствием продавали бесконечные объёмы рекламы TikTok, который стал их крупнейшим клиентом, пока не стало поздно.

Однако прорыв на Запад не значит доминировать. Хотя за пределами Китая о Tencent мало кто знает, власти у неё гораздо больше, чем у всем известной BiteDance с её TikTok, которую сейчас зажимаю власти крупнейших государств.

◦ Назад к содержанию ◬

11. Теневая китайская империя в США и мире


В Китае WeChat заменяет все сервисы благодаря тому, что Tencent закидала компании деньгами с микротранзакций

Поток денег, который принёс WeChat Pay после запуска в 2016 году, игровое подразделение, доходы с рекламы и финтех принесли Tencent сумасшедшую сверхприбыль. В 2016 году выручка была $20 млрд, а к 2020 выросла до $65 млрд.

Учитывая потенциальные проблемы с властями, за пределами Китая гигант решил не выпускать продукты, а пошёл по новой схеме: выкупать доли или весь пакет акций в западных компаниях, и в редких случаях копировать их идеи на домашнем рынке, если не получится лицензировать.

Звучит странно, да. Но вот пример.

Tencent владеет 100% акций Riot Games, разработчика League of Legends. Новый владелец хотел портировать игру на мобильные, но разработчики отказались. Тогда китайцы просто скопировали проект, назвали его Honor of Kings и выпустили в Поднебесной.

Методы продвижения были такие же и грязные, как и всегда. Подделку рекламировали профессиональные игроки League of Legends, и у многих сложилось впечатление, что это официальный проект Riot Games. Когда те узнали, были, конечно, в шоке.

wp-image-1215017wp-image-1215016

Но схема-то сработала, в 2017 году Honor of Kings привлекла 160 млн игроков и стала самой популярной игрой в Китае, а Tencent обошла в стоимости Facebook (запрещена в России).

Сейчас гигант владеет долями и влияет на решения в самых популярных в мире игр: League of Legends, Fortnite, World of Warcraft, Clash of Clans, PUBG, Call of Duty Mobile и Roblox. И это не считая присутствия в Reddit, Discord, Spotify, Snapchat, Tesla.

Доля в 40% у Epic также помогает Tencent удержаться в области разработок игр, Unreal Engine 5 в представлении не требуется. Хватит знать то, что его использовали в HBO и Disney для задних планов «Мира дикого запада» и «Мандалорца».

Теперь, даже когда американские или европейские политики захотят выдавить гиганта, блокировать свои же собственные сверхпопулярные сервисы и игры они не будут.

Единственной угрозой для компании осталась только одна организация. Правящая партия Китая.

◦ Назад к содержанию ◬

12. Китай унизил Tencent и сделал своей куклой


А началось всё с главного конкурента Tencent и его основателя, Джека Ма

Главным конкурентом Tencent выступает Alibaba, её основал и до 2018 года управлял Джек Ма.

В 2020-ом году его новая компания Ant Group собиралась выйти на IPO.

В этот период на одной из конференций Джек Ма выступил с речью, в которой открыто обвинил Китай в неадекватной финансовый и законодательной политике.

IPO остановили, а публичная активность бизнесмена закончилась, он просто исчез из инфополя. Его Alibaba начала получать штрафы в $3 млрд за нечестную конкуренцию и монополистические практики.

Tencent думала, что своим молчанием победила. На самом же деле правящая партия взялась за все технологичные компании.

Сектор IT стал слишком богатым, и коммунистическая партия решила перекрытием доступ к росту могущества.

После открытых дел, штрафов и запрета на выпуск новых игр техиндустрия Китая потеряла в своей оценке больше полутора $1,5 трлн. Одна только Tencent стала дешевле в два раза, сейчас она стоит на $500 млрд дешевле пикового значения.

Вероятно правительство Китая не устраивало, что WeChat работал недостаточно эффективно. Некоторые люди выходили на протесты из-за ковидных ограничений и роста цен на недвижимость с пустыми листами бумаги, и алгоритмы не могли такого предсказать. При всех возможностях, управлять миллиардом людей сложно.

В 2021 году Китай запретил выпускать новые игры в стране и ограничил время нахождения в них для людей младше 18 лет до 3 часов в неделю. Государство назвало игры «духовным опиумом».

Это одна из причин падения акций. Выпускать новый проекты запретили, а монетизировать старые стало значительно труднее.

Например, в PUBG пришлось заменить пули на зелёные лучи, застреленный соперник не падал, а махал рукой и исчезал, а везде появились постеры с истребителями Китая и патриотическими лозунгами.

Плюс, пришлось сделать систему по распознаванию лица и сотрудничать с полицейскими органами, чтобы следить, а точно ли играет тот человек, за которого он себя выдаёт.

Также после десятка лет поблажек Китай должен был показать, кто в доме хозяин. Ни одна компания не должна была по влиянию обойти компартию.

На этом фоне Пони Ма всё реже начал появляться на публике. И появились вопросы, а что будет с его компанией дальше?

◦ Назад к содержанию ◬

13. Tencent усидится, но какой ценой


Несмотря на давление в Китае, компания продолжает быть медийно успешной. Подразделение Tencent Music дороже

В Tencent начались — и продолжаются до сих пор — волны сокращений.

После полутора лет разработки новой игры Пони Ма уволил сотрудников со словами «Вы ленивые. Вы отдыхаете на выходных».

Но к краху организации это абсолютно точно не приведёт. У неё огромный список ассетов, это уже буквально планетарная холдингово-инвестиционная империя. И, в отличие от других корпораций, у неё есть не только доли в западных компаниях, но и почти всё население Китая в клиентах.

Менеджеры продолжают расширение заграницей и при этом срастаются с государством.

В 2022 году они получили первую за 15 месяцев лицензию на видеоигру «Health Defence» о здоровье. А вместе с ней представили симулятор жизни для изучения китайского и головоломку для изучения культуры Китая. Очевидно, все эти проекты должны подчистить репутацию жадного издателя перед государством.

Теперь Tencent придётся доказывать свою лояльность всеми способами. Они на поздних стадиях вышли из спонсорства Top Gun: Maverick и в рамках сотрудничества с отделом пропаганды выпустили игру, где нужно буквально сидеть и хлопать генсеку.


Пони Ма (глава Tencent) и Джек Ма (бывший глава Alibaba) на 40-ой годовщине экономической реформы в 2018 году. Один из них сказал слово против правительства Китая и лишился половины своего состояния ($30 млрд)

В итоге история успеха Tencent строится на смеси умных решений вначале, агрессивных шагов против конкурентов и умении вовремя замолчать, когда в кабинет стучится глава государства.

Позволит ли Китай своему главному техногиганту расширять влияние в стране? Вероятно, это зависит от баланса сил в IT-секторе. Если другие будут слабее, точно не позволит.

Нет сомнений в том, что в Поднебесной продолжит доминировать только одна организация. И имя ей не Tencent, а Коммунистическая Партия Китая.

◦ Назад к содержанию ◬

Короткая история жуткого успеха Tencent

• Tencent началась, когда сделала копию ICQ и с умом подогнала его под китайский рынок.

• Далее они постепенно превратились в соцсеть, как раз в расцвет домашних компьютеров.

• В эпоху смартфонов они успешно адаптировали сервисы под мобильную платформу с помощью нового приложения WeChat.

• Они с умом использовали базу QQ и WeChat, чтобы расширить сферу влияния на игры и видеосервисы.

• Основной стратегией было копировать продукты стартапов и давить их своими копиями благодаря обильной рекламе через QQ и WeChat.

• Если это не работало, они покупали компанию и интегрировали себе их наработки.

• В итоге Tencent владела экосистемой сервисов, и смогла добиться доминантного положения, потому что правительство Китая закрывало глаза на их грязные тактики борьбы. Взамен Tencent свободно передавал любую информацию на граждан, которую запрашивала компартия для слежки и цензуры.

• За пределами Китая метод слепого копирования не работал, поэтому WeChat не стал популярным.

• Чтобы наращивать вливание на Западе, Tencent инвестирует в Activision Blizzard, Ubisoft, Epic, Tesla, Snapchat, Reddit и сотрудничает с другими, вроде NBA.

• Но, когда Китай решил снизить доминирование IT-гигантов и начал давить их штрафами и ограничениями, капитализация пошла вниз. Tencent это тоже коснулось.

• Компания десятками тысяч увольняет людей и обвиняет их в лени, потому что они отдыхают на выходных.

• Сейчас Tencent продаёт доли в китайских компаниях, чтобы расслабить хватку у себя дома из-за обвинений в монополизации. Но продолжает скупать акции западных компаний, чтобы увидеться покрепче.

◦ Назад к содержанию ◬

©  iphones.ru