Как возникают ложные воспоминания: ответ российских ученых
Ученые Санкт-Петербургского государственного университета (СПбГУ) выяснили, при каких обстоятельствах у человека могут формироваться воспоминания о явлениях и действиях, которых не происходило. Для этого психологи провели серию экспериментов.

Для исследования отобрали 79 мужчин и женщин в возрасте от 18 до 54 лет. Их разделили на две группы. В одной задания выполнялись индивидуально, а в другой — парами. Сам эксперимент реализовали в три этапа. На первой стадии испытуемые должны были оценить интеллект девушек по фотографиям, поставив баллы IQ от 90 до 120 с шагом в десять единиц.
На втором этапе участников просили объяснить выставленные оценки. При этом под некоторыми снимками баллы менялись на противоположные, о чем добровольцы не знали. Так формировалась слепота к выбору. Ничего не подозревающие испытуемые обосновывали в том числе те оценки, которые не выставляли, думая, что это их мнение.
В первой группе демонстрировались баллы, якобы выставленные самими участниками. Во второй группе — выставленные напарником. При этом требовалось объяснить выбор партнера. Его баллы тоже в ряде случаев подменялись, и участники об этом не знали. Различие было лишь в том, что испытуемые думали во втором варианте, что объясняют не собственный выбор.
Нам требовалось создать такое различие в группах, чтобы проверить: на формирование ложных воспоминаний влияет процесс придумывания обоснований сам по себе (то есть будут ли люди просто чаще припоминать в дальнейшем то, что объяснили) или же эффект слепоты к выбору, при котором люди думают, что обосновывают собственное мнение.Валерия Гершковичдоцент СПбГУ (Институт когнитивных исследований), руководитель эксперимента
На третьем этапе ученые проверяли, сформировались ли ложные воспоминания у испытуемых. Они им показывали снимки девушек и спрашивали, какие баллы им были выставлены. Экспериментаторы наблюдали, поменяются ли воспоминания о выставленной оценке после того, как людям пришлось невольно обосновывать мнение, не совпадавшее изначально с их личным.

В итоге выяснилось, что в первой группе у людей формировались ложные воспоминания, и они были уверены, что поставили те оценки, на которые их поменяли экспериментаторы. Таким образом, искажения возникают при попытках объяснить не любой выбор, а тот, который человек считает своим.
Психологи объясняют результат тем, что человеку необходимо устранить внутренний конфликт. Люди способны помнить свой настоящий выбор, пусть порой и неосознанно. А когда им приходится обосновывать подмененный результат, возникает когнитивный диссонанс — человек внутренне ощущает несоответствие между сделанным выбором и тем, что ему приходится объяснять. Мозг стремится сгладить этот неосознаваемый конфликт и придумывает ложное воспоминание о совершенном действии — поставленной оценке. Так поддерживается согласованная картина мира.
Поскольку участникам второй группы не требовалось решать этот внутренний конфликт, у них не возникало ложных воспоминаний.
Ранее мы рассказывали, как искусственные подсластители влияют на когнитивные способности людей.
