Как в Китае следят за всеми жителями. Неприятная правда

Джордж Оруэлл написал роман »1984» про тотальную слежку три десятка лет назад. В 2018-м году книга актуальна как никогда. Например, в Китае. Причем реальность даже страшнее книги.

Население Китая — 1,4 млрд человек. Из них 22 млн живет в Пекине. Через три года в столице КНР должны полноценно ввести систему видеонаблюдения и распознавания лиц.

Наблюдение за гражданами, поощрения за хорошее поведение и наказания за плохое — реальность Пекина. В городе уже внедряют сеть, которая будет следить за каждым шагом.

Страшно? Готовьтесь, это только начало.

Как компьютер определяет судьбу граждан Китая

Все, что делает китаец, фиксируется камерами с распознаванием лиц и десятками баз данных. Затем это оценивает алгоритм: за хорошее начисляют баллы, за плохое — снимают.

Люди с высокими результатами будут жить хорошо, а тем, кто уйдёт в минус, не поздоровится. Штрафы могут быть самыми разными: от запрета на занятие государственных должностей до невозможности купить билеты на поезд или на самолет.

Власти страны уже экспериментировали с подобными решениями слежки за жителями, поощряя хорошее поведение и наказывая за плохое. В начале 2018 года персональную систему баллов развернули в Гуанчжоу.

По данным на конец мая, гражданам, у которых личный счет ушел в минус, более 11 млн раз отказали в возможности забронировать билеты на самолет и 4 млн раз не дали купить билеты на скоростные поезда.

Что влияет на ваш «социальный балл» в Китае?

Всё как в новейших компьютерных играх: любое действие влияет на исход игры.

Баллы начисляют за «про-социальное поведение». Например, донорство крови, волонтерскую работу. Снимают очки за уклонение от налогов, нарушение правил дорожного движения и другие преступления, мелкие и не очень.

Известно, что сильно повлиять социальный балл может покупка большого количества алкоголя или систематическое отоваривание в алкомаркетах. Дескать, если покупаешь много горячительного, страдаешь от зависимости, ай-ай-ай.

Еще из причин: конфликты в публичных местах, оскорбления, неподобающее поведение на публике. В последнее время социальный балл начали снижать даже за «чрезмерное» увлечение мобильными и компьютерными играми.

При этом, например, покупка детских подгузников будет свидетельствовать о том, что вы — ответственный родитель. И добавит баллов.

Если вы дружите с людьми, у которых высокий социальный рейтинг, и ваши родные также стараются поднимать планку, вам начислят дополнительные баллы. Ваш новый парень — отброс общества? Вы лишитесь очков.

Некоторые девушки в Китае уже выбирают партнеров по их социальному баллу.

Наконец, если вы идете против режима, критикуете партию и правительство, пишите обличительные статьи о политбюро и выступаете против системы баллов, баллов у вас будет немного.

Вам не только не продадут билеты, но и удалят ваши профили в соцсетях. А также могут посадить под домашний арест.

По политическим мотивам вообще легко заработать серьёзный минус. Тоталитарный институт врагов народа в цифровом виде.


Пример приложения для китайцев, показывающего текущий личный социальный рейтинг и историю его изменения. Также выводятся советы по его повышению.

Сейчас каждый житель может заработать до 800–900 очков, это максимум. Рейтинг можно посмотреть в специальном приложении, причем их несколько (как приложений, так и рейтингов) — власти пока не определились.

Это не все. Ребенок наследует социальные баллы своих родителей! Кто-то получит хороший старт, а кому-то придётся подниматься вверх самостоятельно.

Вполне возможно, что вы попадете в «черный список» по ошибке. Но никого это не волнует: низкий социальный балл разрушит вашу карьеру и скажется на будущем семьи.

Как в Китае следят за вашей машиной

Информация о гражданах собирается не только с помощью внутренних сервисов. Журналисты Associated Press нашли информацию о том, что в Китае ещё с 2016 года действуют особые правила для автопроизводителей.

Компании, которые продают электромобили на китайском рынке (Tesla, Volkswagen, BMW, Daimler, Ford, General Motors, Nissan, Mitsubishi — всего более 200), сообщают китайским властям информацию о своей работе. В списке — 61 пункт. Это детальные данные о местоположении, батарее, функциях двигателя и т.д.

Формально китайские власти декларируют сбор данных как заботу о гражданах. Дескать, это способствует повышению уровня безопасности, помогает планировать инфраструктуру и предупреждает мошенничество в системе субсидирования покупок электромобилей.

Но эксперты бьют тревогу. Дело в том, что данных собирается гораздо больше, чем заявлено. К тому же информация передаётся непосредственно в системы мониторинга, которые контролирует государство. Покупателям автомобилей, естественно, никто ничего об этом не говорит.

Источник утверждает, что политику наблюдения за гражданами лоббирует лично китайский президент Си Цзиньпин.

Данные передают в режиме реального времени, чтобы Компартия КНР оперативно всё у всех узнавала и не сомневалась в стабильности страны. Те же электрокары не сливают данные в других странах.

Автопроизводители должны остановиться, но для этого им придётся пожертвовать прибылями от продаж на рынке огромной авторитарной страны. И пока они голосуют за деньги.

Куда собираются данные с автомобилей в Китае?


Так выглядит карта передвижений автомобилей, обновляемая в реальном времени. Каждый квадрат — это чья-то машина.

Огромное серое здание в центре Цзядина — Шанхайский центр по сбору, мониторингу и исследованию открытой информации об электромобилях. На экранах во всю стену — карта с кучей точек, каждая из них — автомобиль, который движется по дорогам Шанхая.

Все сотрудники центра могут видеть маршруты перемещения автомобилей в режиме реального времени. Они показывают, как люди живут, где работают, занимаются шопингом и развлекаются.

Если нажать на одну из точек, на экране появится окно с номером автомобиля, данными о производителе и модели, пробеге и уровне заряда.

Каждый из 222 тыс. электромобилей Шанхая есть на карте, и это преимущественно частный пассажирский транспорт. Уже собраны сведения как минимум о 7,6 млрд километров истории управления авто.


Одна из немногочисленных фотографий центра управления слежения за ТС в Китае.

Данные также передаются мониторинговый центр Национального альянса больших данных о транспортных средствах на новых источниках энергии. Альянс собирает информацию об 1,1 млн электромобилей по всей стране.

С 2019 года все автопроизводители, которые хотят работать в КНР, обязаны поставлять свои электрокары. Которые должны собирать данные о владельцах и передвижениях.

Граждан, водящих обычные авто, в условно-обязательном порядке сподвигают установить в авто GPS-маяки.

А Министерство общественной безопасности разворачивает систему, которая отслеживает движение автомобилей с использование радиочастотных чипов на лобовом стекле. Они позволяют идентифицировать машины, когда те проезжают мимо устройств для чтения на дорогах.

Но в систему встроен брандмауэр конфиденциальности. Центр мониторинга имеет уникальный идентификационный номер каждого автомобиля, но чтобы связать этот номер с личными данными владельца автомобиля, он должен сделать запрос автопроизводителю.

Правоохранительные органы Китая затем могут самостоятельно связать идентификационный номер авто с личной информацией о владельце автомобиля.

На самом деле авто из США, Европы и Японии также передают информацию о местоположении автопроизводителям. Но они декларируют, что это необходимо для предоставления водителям данных о ближайших сервисах, заправках и т. д.

Формально в этом случае данные дальше никуда не идут. Но правительственные или правоохранительные органы могут свободно получить доступ к информации в контексте любого уголовного расследования.

В США для подобного требуется постановление суда.

Кто помогает Китаю следить за гражданами?

Один из главных драйверов китайской слежки за гражданами — компания SenseTime. Она помогает строить сети видеонаблюдения с распознаванием лиц и других объектов

SenseTime — один из самых дорогих стартапов мира в секторе искусственного интеллекта и машинного обучения. Разработки компании маркируют каждого человека и направляют камеры на распознавание постоянно растущего количества идентификаторов, к примеру, брендов одежды, марок и моделей автомобилей.

Работает это так: панель возле выхода выглядит как зеркало, но включает встроенную камеру. Она анализирует лицо, одежду, определяет возраст и, к примеру, рассчитывает индекс вашей привлекательности. К слову, когда вы улыбаетесь, индекс значительно выше.


Реальный пример работы технологии SenseTime: полная информация о каждом прохожем, включая вещи на нем, маршруты и многое другое.

На другом экране отображаются обработанные данные с камеры в общественном месте. Каждый человек и другие объекты идентифицированы и отображаются разным цветом. Рядом показывается текстовая расшифровка содержимого каждого цветного блока, к примеру, типы одежды человека, марка, модель и скорость автомобиля.

SenseTime сотрудничает с ведущими производителями смартфонов. Стартап также поставляет продукты китайскому департаменту полиции — программы SenseTotem и SenseFace для распознавания сцен возможных преступлений и портретов потенциальных подозреваемых.

В общем, софт для ваших телефонов и системы для слежки за гражданами КНР пишет одна и та же компания.

Слежку также серьёзно упростили приложения вроде ультра-важного для Китая мессенджера WeChat и системы платежей Alipay. Аккаунты здесь привязаны к номерам мобильных телефонов, а те, в свою очередь, связаны с государственными идентификаторами.

Что изменится в системе слежки Китая в 2021 году?


Пример работы системы массового распознавания лиц от одной из китайских компаний.

Разработчики применят комплексный подход. Системы развернут не только в Пекине и Гуанчжоу, но и в других городах Китая. Их свяжут в единую систему, чтобы следить за всеми постоянно.

Новая, финальная версия для всей территории страны выйдет уже скоро. Распознавание лиц вкупе с отсутствием анонимности в сети за «великим китайским файрволлом» позволит быстро найти и наказать любого гражданина страны.

Согласно плану Компартии КНР, различные агентства будут сливать данные в одну базу, чтобы получить более детальную картину о действиях каждого гражданина. Предложение, от которого нельзя отказаться, сделали турагентствам, бизнес-регуляторам и транзитным органам.

Как именно будут внедрять систему, пока никто точно не знает. Интересно, какое наказание последует за отказ размещать камеры у себя дома — вечный минус и запрет на всё?

Как граждане Китая относятся к слежке за собой?

В систему уже добавлены 200 млн камер слежения по всему Китаю. И многие жители страны считают, что это на благо народа. Они называют систему лучшим решением для управления страной с самым большим населением на планете.

Сторонники повсеместного видеонаблюдения считают, что им нечего скрывать. Личной приватностью можно пожертвовать ради общей безопасности, ведь камеры будут отслеживать каждый шаг преступников.

Что в итоге? Люди с высоким социальным рейтингом получают скидки и широкие возможности. С низким же попадают в черные списки и лишаются благ.

Многие жители страны сознательно начинают участвовать в гонке за баллы. Ещё бы, кто не хочет снизить ставку по кредиту, получить скидку на авиабилеты, VIP-обслуживание в аэропортах, возможность устроить детей в лучшие вузы, уменьшить налоговую нагрузку?

Понимаю, все это может казаться выдумкой или эпизодом «Черного зеркала» (именно такой уже был, если что). Но для сотен миллионов китайцев это реальность. Остается один вопрос: когда что-то подобное придет на Запад и в Россию?

©  iphones.ru