Как устроена машина для обработки самолётов антиобледенителем
Для того, чтобы обработать самые труднодоступные места, форсунка распылителя вместе с установленной фарой поворачивается в двух плоскостях. Оранжевые «усы» выполняют важную функцию — ультразвуковые радары на их концах подают сигнал об опасном приближении к поверхности самолета, и система управления автоматически останавливает движение телескопической штанги.
1. Рукоятка управления телескопической штангой («телескопом»). Движение вперед выдвигает штангу, назад — убирает, движения вправо и влево поворачивают ее в нужную сторону. В передней части рукоятки расположен тумблер (8), поднимающий и опускающий штангу, а справа — вращающаяся ручка управления «распылом» форсунки. 2. На сенсорном экране оператор вводит данные для печати контрольного документа — фамилию, номер стоянки, тип воздушного судна, номер борта и т. п. 3. Кнопка аварийного останова всех операций. 4. Панель кнопок для выбора жидкостей. 5. Рукоятка управления форсункой позволяет вращать ее в двух плоскостях. Перед рукояткой (не видно на фото) расположен тумблер подъема стрелы. 6. Микрофон для внутренней связи с водителем машины в нижней кабине.
Машины для противообледенительной обработки воздушных судов (на профессиональном жаргоне «деайсеры», от английского de-icer) — полноправные обитатели любого крупного аэропорта. На грузоподъемном шасси (полная снаряженная масса составляет более 20 т) расположены баки для воды и двух типов противообледенительных жидкостей и система подогрева воды, а также стрела с выдвижной телескопической штангой, на конце которой установлена распылительная форсунка. Первый этап обработки — удаление уже намерзшего льда с помощью струи, состоящей из смеси горячей воды (до 82°С) и жидкости Type I, подаваемой под давлением. На втором этапе происходит обработка жидкостью Type IV, которая образует на поверхности защитный слой и предотвращает дальнейшее образование льда до взлета самолета. Время между этапами не должно превышать трех минут, так что при неблагоприятной погоде самолеты приходится обрабатывать по частям.
Во время первого этапа (удаление льда) в зависимости от температуры воздуха, влажности и осадков (как на земле, так и на различных высотах) используется смесь горячей воды и жидкости TypeI. Соотношение между компонентами выставляется либо оператором, либо компьютером в соответствии с температурой окружающего воздуха. В зависимости от толщины слоя льда оператор также устанавливает давление струи. Жидкость Type IV, используемая на втором этапе для защиты от дальнейшего образования льда, применяется без смешивания с чем-либо другим.
7. Блок контрольных приборов на правой стойке показывает запасы противообледенительных жидкостей и воды, температуру воды в баке и на выходе из сопла, давление струи, а также расход жидкостей и воды во время обработки. При этом контрольные дисплеи могут быть оформлены как в виде ЖК-экранов, так и в более традиционном — в виде указателей-шкал и стрелочных приборов. 8. Тумблер, поднимающий и опускающий штангу.
Нижняя кабина машины — это место водителя, верхняя кабина — место оператора, который проводит противообледенительную обработку. Обзорность в верхней кабине — почти круговая, все окна снабжены стеклоочиститетелями. На фото не показаны педали управления в верхней кабине, их две. Правая педаль предназначена для управления подачей жидкости. Левая — контрольный выключатель по типу «мертвой руки»: при отпускании педали все операции останавливаются. (Хотя, вероятно, в данном случае точнее будет назвать эту педаль выключателем «мертвой ноги».)
Органы управления
Органы управления в нижней кабине — традиционные автомобильные, исключение составляет небольшая коробка транспондера системы Advanced Surface Movement Guidance & Control System (A-SMGCS), благодаря которому диспетчеры и пилоты воздушных судов видят местоположение всех машин в аэропорту. В нижней кабине также установлен главный выключатель системы противообледенительной обработки, переключатель, управляющий подогревом воды в различных режимах, продублированы несколько контрольных приборов, показывающих запас и расход жидкостей. По окончании обработки принтер блока контрольных приборов печатает чек — подтверждающий документ, одну из копий которого передают авиакомпании. В этом документе указана вся подробная информация — фамилия оператора, время и дата обработки, номер стоянки, номер борта, расход жидкостей и т. п.
Благодарим за помощь в подготовке репортажа пресс-службу и коллектив Московского аэропорта Домодедово