Как устроен самый длинный в мире аммиакопровод?
Из аммиака (NH3) делают азотные удобрения, благодаря которым возможно современное сельское хозяйство. Без азотных удобрений поля давали бы в разы менее крупные и сочные растения. В холодильниках он выполняет роль хладагента; с его помощью получают полимеры и взрывчатые вещества. Но аммиак — еще и удушающий и нейротропный яд. Он вызывает отек легких, обжигает глаза и замораживает кожу, потому что при испарении поглощает тепло. Поэтому, несмотря на огромную потребность промышленности в аммиаке, для него очень редко строят трубопроводы.
Аммиакопровод «Тольятти-Горловка-Одесса» — это мировой рекордсмен: около 2500 километров жидкого аммиака. По территории России газ проходит 1396 километров, пересекая Самарскую, Саратовскую, Воронежскую, Тамбовскую и Белгородскую области: здесь трубу обслуживает ОАО «Трансаммиак», а украинский участок эксплуатирует УГП «Укрхимтрансаммиак».
Труба выходит на поверхность только на насосных станциях, начиная с первой, где аммиак поступает в трубу из хранилищ огромного завода «Тольяттиазот», и заканчивая 14-й на Григорьевском лимане в Одессе, где в порту Южный аммиак отгружается на экспорт. После того, как в Тольятти труба буквально ныряет в клумбу, она поднимается с глубины 1,4 метра лишь на 12 промежуточных насосных станциях.
Французские трубы, проложенные в конце семидесятых, под слоями праймера, защитной пленки и электрохимзащиты до сих пор выглядят как новые. Через каждые 5,2 километра поток аммиака можно останавливать — прямо в поле или с центрального пункта управления. На ЦПУ на огромном экране виден каждый участок трубопровода: положение запорной арматуры, показания манометров и газоанализаторов, состояние электроснабжения и катодной защиты трубопровода и даже закрытые и открытые двери постов секционирования, где установлено оборудование телемеханики и связи. Нажав кнопку в Тольятти, можно прекратить работу на любом участке аммиакопровода, в том числе и на территории Украины.
Для управления аммиакопроводом вдоль его трассы параллельно проложен коаксильный кабель связи. Через пять лет заканчивается срок эксплуатации старого медного кабеля; к этому времени его заменят на оптоволокно, которое позволит дополнительно организовать охранную сигнализацию, видеонаблюдение, газовый анализ на объектах линейной части, тем самым повысив безопасность эксплуатации трубопровода.
Уже сейчас по просеке идет трактор. Длинным ножом он взрезает высохшую за лето степь и укладывает оптоволоконный кабель. На прокладку 1400 километров кабеля до границы с Украиной уйдет три года.
Если где-то на аммиакопроводе идут работы, красная иконка Alarm начинает яростно мигать. Даже если все в порядке, возникает бегущая строка «Авария. Утечка аммиака». Сотрудники ЦПУ рассказывают, что при такой системе диспетчер точно не пропустит ничего важного. Система связи спасает и от охотников за цветметом: она срабатывает при перепадах электричества —, а значит, всякий раз, когда на линии режут провода.
За 36 лет работы на трубопроводе произошла одна авария. В июне 2015 года в Терновском районе Воронежской области около 600 килограмм аммиака вылилось на кукурузное поле. После расследования выяснилось, что подвел человеческий фактор: за год до аварии на посту секционирования меняли шаровой кран, и фланец закрутили старыми болтами вместо новых шпилек. Соединение не выдержало.
Жителей села Липняги, ближайшего к месту аварии, эвакуировали почти сразу. Сработала система оповещения, сирена и громкоговоритель которой находится в каждом населенном пункте на расстоянии 2,5 километра от аммиакопровода. Проверка: голос диспетчера произносит: «Внимание, проводится проверка речевой связи», но сирену не включают, чтобы не пугать людей. Местные жители знают, что она может означать.
Если на трубопроводе что-то случится, ремонтировать его будут не пожарные и не спасатели, а специальная команда людей в костюмах химзащиты. Это НАСФ (нештатное аварийно-спасательное формирование) — лучшие слесари «Трансаммиака», которых тренируют в центре аварийно-спасательных формирований в Новомосковске специально для работы в агрессивной газовой среде.
Их главный инструмент — непривычного вида машина «Стоппл» производства американской компании T.D. Williamson. Она может без снижения давления в трубопроводе вырезать часть трубы, ввести туда специальное закупоривающее устройство, тем самым отключив его от остального трубопровода.
Трубопровод обслуживает еще 400 единиц техники. У обходчиков есть УАЗы, тракторы для межсезонья и снегоходы на зиму: эти люди обходят свой участок каждый день в любую погоду. Кроме того, два раза в месяц над трассой пролетает вертолет.
Есть здесь и сельхозтехника: аммиаковозы и агрегаты для внесения аммиака в почву. Для живых растений аммиак — это эффективное азотное удобрение (внесение приблизительно 1 кг жидкого аммиака даёт прибавку в один центнер урожая кукурузы), но при неправильном использовании он может, наоборот, загубить урожай.
На первой насосной тихо, пахнет степью и краской, растут садовые цветы. Только противотаранное заграждение на въезде напоминает, что в ярко-желтой трубе здесь начинает длинный путь самое опасное вещество из тех, которые которых когда-либо транспортировали по трубам.