Как стать Рокки Бальбоа от киберспорта и не облажаться
Страсти по крупнейшему Dota 2 чемпионату — The International — кипят не на шутку. За изменениями в турнирной таблице внимательно следят толпы болельщиков по всему миру. Кто-то искренне переживает за своих кумиров, кто-то уже сокрушается по поводу их поражения, а кто-то делает продуманные ставки. Между тем ещё 15 лет назад, когда киберспорт ассоциировался в первую очередь с компьютерными клубами, никто и представить не мог, к чему в итоге приведёт вся эта полуподвальная культура… Нам с вами в каком-то смысле повезло стать свидетелями революции в индустрии видеоигр. То, что раньше считалось удовольствием для избранных, на наших глазах превратилось в важный сегмент игрового рынка. Рассуждения о том, хорошо это или плохо, мы оставим на откуп диванным аналитикам, а сами сосредоточимся на вещах поинтереснее.
Каждый из нас хотя бы однажды мечтал превратить свой досуг в нечто большее (в идеале — ещё и прибыльное). При должном упорстве любое хобби можно заставить работать на тебя, видеоигры в этом смысле не исключение. И если с «серьёзной» карьерой у вас пока не сложилось, не пора ли задуматься о более экзотических вариантах?
Choose your destiny
Сотни тысяч болельщиков на стадионах, десятки миллионов зрителей у экранов, арены, лиги, драмы и контракты, которым могут позавидовать профессиональные футболисты… Сейчас e-sports — это более пятидесяти различных дисциплин в самых разных соревновательных жанрах. MOBA, файтинги, RTS, командные шутеры и симуляторы — pick your poison, так сказать.
Если вам импонируют сражения 5×5 — есть смысл попробовать себя в формате Multiplayer Online Battle Arena. Самыми кассовыми здесь считаются Dota 2 и League of Legends. Угнаться за этими наступающими друг другу на пятки конкурентами с недавних пор пытается Heroes of the Storm от Blizzard. Тем же Blizzard, кстати, можно сказать спасибо за две самые популярные кибердисциплины в формате Real-Time Strategy: Starcraft и Warcraft III.
Фанатам шутеров советуем приглядеться к образцам жанра вроде Point Blank и Counter-Strike: Global Offensive. Сойдут и старички: Unreal Tournament или Quake. Играть на профессиональном уровне можно вообще во всё, «что горит»: про-турниры сейчас проводятся даже по исконно консольной Halo. В файтингах же доминирует нестареющая классика: Mortal Kombat, Tekken, Guilty Gear и вечно актуальный Street Fighter.
Дебаты о том, можно ли считать киберспорт настоящим спортом, хороши разве что для взаимного троллинга сторонников той или иной версии ответа. Принципиален этот вопрос может быть лишь в связи с официальной политикой международных (и не очень) спортивных организаций. В России, например, в этом смысле всё не так радужно, как хотелось бы. С одной стороны, мы умудрились стать первой в мире страной, официально признавшей киберспорт. С другой — из отечественного спортивного реестра e-sports были исключены ещё девять лет назад. Федерация компьютерного спорта у нас вроде как существует, но Минспорта с ней сотрудничать что-то не стремится…
В общем, поди разберись во всей этой бюрократии. Но так ли, в сущности, важен этот официальный статус? Особенно сейчас, когда аудитория того же Twitch сравнима с таковой у американского кабельного ТВ, а трансляции основных игровых турниров бьют все мыслимые рекорды по показателям просмотров. Для справки: прошлогодний финал NBA посмотрело 15,5 миллионов зрителей, а за матчами League of Legends в декабре минувшего года онлайн следило почти 70 миллионов человек.
Чем больше нулей в призовых фондах киберспортивных состязаний, тем бледнее на их фоне выглядят соревнования в классических спортивных дисциплинах. До футбола киберспорту, конечно, ещё расти и расти, но тенденции в целом обнадёживающие: из камерной тусовочки для посвящённых e-sports превратились в перспективный рынок. Что характерно, вкладываться в его развитие торопятся не только сами игроделы, но и громкие бренды вроде Razer, BenQ, Seagate или Samsung. Крупных киберспортивных организаций становится всё больше, а сами киберспортсмены всё чаще мелькают в рекламных буклетах каких-нибудь популярных брендов. Почти как Аршавин и Lays, только жалости почему-то не вызывают.
Let the battle begin
Но шутки в сторону: как и любая полноценная форма занятости, киберспорт требует максимальной отдачи. Игровая карьера вообще сопряжена со множеством потенциальных рисков и нешуточными финансовыми вложениями (просто посмотрите средние цены на профессиональные файтерские стики). Поэтому вопрос, который вам следует себе задать, звучит примерно так: «Готов ли я пожертвовать всем?» Да, буквально всем. И нет, это не художественное преувеличение.
Работа? До тех пор, пока ваше увлечение не начнёт приносить вам стабильный доход (а это случится далеко не сразу, если вообще случится), кушать придётся в долг. Учёба? В перерывах на тревожный сон без сновидений. Семья? Если у вас понимающие родственники — считайте, вам крупно повезло. В противном же случае помашите маме ручкой. Любить игру и уметь в неё играть — требование обязательное, но этим всё не ограничивается. Хотите стать лучшим — будьте готовы к беспощадному режиму изнурительных тренировок. На улучшение своих показателей звёзды киберспорта тратят по 7–10 часов в сутки. Стандартный такой рабочий день менеджера среднего звена…
В командных дисциплинах подготовка к большим турнирам проводится в формате «буткемпов» — полноценных тренировочных лагерей с немилосердным графиком и интенсивными нагрузками. Разминаться крупные e-sports команды предпочитают с равными по силе. Противников из числа «звёзд» для таких пробных матчей, как правило, подбирают менеджеры команд. Например, в рамках подготовки к чемпионату The International 2015 (Dota 2) оппонентами небезызвестных Team Empire целую неделю были не менее легендарные Team Fnatic. Никакой вражды, сплошная взаимная выгода.
Не последнюю роль в подготовке киберспортсмена играет наработка внимания и моторики. Кто-то предпочитает использовать сторонние технологии, а кто-то целенаправленно совершенствует эти характеристики прямо в игре, методично репетируя стратегии и всевозможные тактические финты. Скажем, про-игроки Starcraft II в погоне за совершенством могу отрабатывать один и тот же манёвр неделями. В реальной игровой ситуации этот манёвр вряд ли займёт у них больше пары секунд, но Starcraft — дисциплина, требующая бешеного микроконтроля и высоких показателей APM (действий в минуту), поэтому такие мелочи имеют первостепенное значение.
Универсального подхода в подготовке к киберсостязаниям нет и быть не может: слишком разнятся жанры дисциплин, слишком ситуативными бывают встающие перед командой (или соло-игроком) задачи. Одной практикой здесь тоже сыт не будешь. Посему не последнюю роль в киберспорте играет теория. Знание самых неоднозначных запутанных мест игровой механики — если не половина, то минимум четверть победы. К теории же, в каком-то смысле, можно отнести и тщательный разбор записей уже сыгранных матчей: своих и вражеских. Скрупулёзная методология и поиск слабых мест противника — этот формат подготовки пришёл в e-sports прямиком из «большого» спорта.
Get over here!
В общем, всё очень серьёзно и далеко не так волнующе, как кажется на первый взгляд. Игры играми, но если хотите чего-то добиться на киберспортивном поприще — будьте готовы мало спать, много тренироваться и основательно потеть в процессе. В случае, если такие перспективы вас не пугают, вы уверены в своих силах и уже можете похвастаться десятками тысяч часов онлайна, пора переходить к следующей ступеньке про-лестницы.
Большинство соревновательных игр имеют открытую рейтинговую систему (MMR в «Доте» или LP-дивизионы в LoL). За показателями таких рейтингов внимательно следят не только разработчики, но и представители киберспортивных организаций. Чем выше ваш ранг, тем больше у вас шансов быть замеченным, обласканным и приглашенным попробовать свои силы в составе какой-нибудь мало-мальски известной команды. Ещё один проверенный способ прославиться — онлайн-соревнования, которые проводятся как в формате самостоятельных ивентов, так и под видом отборочных турниров в рамках более масштабных чемпионатов.
Кстати, не стоит недооценивать игровое сообщество. Комьюнити вокруг каждой из дисциплин плотное и слаженное — все заинтересованные лица знают друг друга поимённо. Поэтому завести пару-тройку профессиональных знакомств никакого труда не составит. Профильные форумы и паблики в социальных сетях вам в помощь. А там уж дело за малым — хорошо себя зарекомендовать.
Впрочем, достаточно отвлечённых фактов. Своей историей успеха с 4PDA поделился новичок в составе Team Empire Илья ALOHADANCE Коробкин:
С DotA я познакомился ещё в 2005 году, следуя примеру старшего брата, но всерьёз увлёкся этой дисциплиной гораздо позже. Всё началось банально: друг пригласил сыграть пару матчей на игровой платформе iССup. Поначалу успехи были весьма посредственные. Так, например, отыграв 400 игр, я имел винрейт где-то в районе 40%. Естественно, мне захотелось улучшить этот показатель, и я начал усердно тренироваться, подниматься в рейтинге и участвовать во всех турнирах 1×1. В определённый момент я осознал, что учёба ушла глубоко на второй план, и понял, что хочу больше играть и, главное, получать за это реальные деньги. Большой киберспорт — вот цель, к которой стоило стремиться.
Родители, как и в любой другой семье, конечно же, были против. Ещё бы — никакой двигательной активности, не гуляю, круглосуточно за компьютером. О какой киберспортивной карьере вообще может быть речь? Но я, вопреки их недовольству, не сдавался. В Dota 2 перешёл поздно, стал играть в команде. Мы без особых проблем взяли низшую лигу и прошли в «про-серию». Покорить «стар-серию» так и не удалось, поэтому я ушёл в соло-матчмейкинг, и в результате набил в нём где-то 7000 очков.
В процессе обзавёлся полезными знакомствами, и в итоге получил приглашение сыграть на замене в составе Team Empire. Но стендином дело не ограничилось — в этом году я еду на самый масштабный турнир по Dota 2 в мире. Моя мечта стать профессиональным киберспортсменом сбылась.
Flawless victory
Хочешь добиться результатов — умей кооперироваться. Это неписаное правило хорошо для любого бизнеса, а в киберспорте — так вообще залог успеха. Завоёвывать внимание спонсоров и расположение публики удобнее всего под знамёнами крупного и успешного бренда. Именно поэтому большинство киберспортивных коллективов имеют отдельные составы для разных дисциплин. К примеру, под маской Team Na`Vi де-факто скрывается сразу несколько команд: собственные чемпионы у них есть для соревнований по Dota 2, CS: GO, World of Tanks и даже FIFA.
«Но где же деньги, Лебовски?» — спросите вы, и будете правы. Годовое содержание одной такой мультиспортивной суперкоманды обходится по разным подсчётам от 500 тысяч до 5 миллионов долларов США. Здесь в дело вступают спонсоры, которые мыслят преимущественно инвестициями, и готовы держать игроков на стабильном окладе в обмен на контракт и ряд серьёзных обязательств (вроде одежды с их символикой, хе-хе).
Призовые фонды для киберспортсменов — далеко не главный, но, пожалуй, наиболее желанный источник финансов. Пальму первенства в номинации «самый изобретательный разработчик» уже пару лет не отпускает Valve. В этом году система внутриигровых компендиумов Dota 2 позволила раскачать фонд не раз упомянутого здесь The International до семнадцати с лишним миллионов. Деньги для киберспорта рекордные, да и по обычным спортивным меркам немаленькие.
E-sports на уровне про-плея вообще мало чем отличаются от классических видов спорта. США вовсю выдает геймерам профессиональные визы формы Р-1А, которые фактически уравнивают в правах киберспортсменов и каких-нибудь там бейсболистов. Здесь тоже существуют тотализаторы, роуминг игроков между командами и даже допинговые скандалы. Чего стоит один только резонанс после недавнего заявление Кори Semphis Фризена о том, что на турнире ESL One Katowice его команда Cloud9 находилась под воздействием психостимуляторов. «Всё как у людей», короче говоря.
О крупнейших чемпионатах можно говорить часами. Поэтому мы не станем утомлять вас подробностями их организационной части, а просто напомним, что на днях Samsung обновила права на торговую марку World Cyber Games — киберспортивный аналог Олимпиады. И, судя по темпам развития киберспортивной инфраструктуры, то ли ещё будет. Вполне возможно, с ростом производительности мобильных платформ e-sports всерьёз придут и на смартфоны. Поэтому держите ухо востро, верьте в себя и тренируйтесь как в последний раз. Если оно вам вообще надо, само собой. Ну, и самое главное — никогда не покидайте поле битвы раньше времени, как недавно поступил на EVO 2015 профессиональный файтер Шигено Woshige Рюичи.
Автор текста: Аня Деревянко
Источник: 4pda.ru
© 4PDA