Как создаются новые устройства: от идеи к прототипу
Никто не оспаривает значимость и ценность изобретений, однако любой идее, как драгоценному камню, нужна огранка. Какую пользу может принести разработка, что за проблемы она решает, найдет ли она место на рынке — ответы на эти вопросы нужно искать задолго до проектирования устройства. Путь к успешному продукту долог и тернист. Статья поможет разобраться, как создается современный технологический продукт и какие этапы нужно пройти, чтобы разработать полнофункциональный прототип нового устройства.
Существует два основных подхода к разработке инновационных технологических продуктов: «top-down» — от дизайна к технологии и «bottom-up» — от технологии к дизайну. Первый характерен для автомобильной индустрии. Художники рисуют красивые концепты автомобилей и передают их технологам, которые ищут возможность их произвести. Второй подход применяется, когда технология уже разработана и ей нужно найти применение. Например, компания Dyson сначала создала движок «Циклон», а потом начала его использовать в пылесосах и других устройствах.
Алексей Карфидов, сооснователь и генеральный конструктор «Карфидов Лаб»: «Мы предпочитаем совмещать оба подхода. В результате получаем сквозной, бесшовный процесс проектирования и разработки технологических устройств, когда на каждом этапе в команде присутствуют инженер, электронщик, технолог, конструктор, маркетолог. Совмещение компетенций позволяет не допускать серьезных ошибок и заблуждений с точки зрения внешнего вида, пользовательских характеристик и функционала продукта. Этот путь представляется более затратным на начальном этапе, но показывает себя более эффективным в процессе разработки. В конечном счете, получается дешевле для всех».
Путь к успешному продукту начинается со встречи с заказчиком, который является носителем идеи разработки. Основная задача этого этапа — сформировать максимально подробное техническое задание. Документ должен быть всеобъемлющим. В нем должны быть описаны не только технические характеристики, но и пользовательские функции, предпочтительные материалы, формы, размеры и даже цвета.
Если речь идет о разработке технологических продуктов, то дизайн — это не просто визуализация идеи. Можно сказать, что на этом этапе формируется внутреннее содержание продукта, его ДНК. Сначала есть только предположение, как разработка будет решать конкретную проблему. Чтобы двигаться дальше, необходимо доказать или опровергнуть эту гипотезу.
В результате исследований определяются основные функции, конструкционные особенности, важные черты визуального стиля. На этом этапе составляется портрет пользователя, прорабатываются сценарии применения продукта, проводится анализ трендов и конкурентной среды, а также формируется пул образов, которые близки конечному потребителю.
В первую очередь необходимо максимально глубоко изучить потребности конкретной группы людей, которые будут использовать продукт. Такое исследование не всегда можно провести, сидя в уютном офисе. Целевая аудитория может очень сильно отличаться от представлений о ней. Так что для создания продукта, действительно отвечающего нуждам конкретных потребителей, необходимы полевые исследования, фокус-группы, опросники и другие методы, позволяющие создать портрет пользователя.
Несколько лет назад ООО «Карфидов Лаб» принимала участие в работе над подготовкой предложений в стратегию развития электротранспорта Москвы в рамках большого исследования, которое проводил Сколтех. Существующая проблема слаборазвитой инфраструктуры для зарядки электромобилей была очевидна, как, впрочем, и разные типы разъемов для подключения автомобиля к источнику питания. На рынке уже есть разработанные зарядные станции, однако в основном сценарий их использования скопирован со стандартного опыта использования бензиновых заправок — вышел, вставил пистолет в бензобак, оплатил необходимое количество топлива, заправился.
Проводя полевые исследования, дизайнеры выяснили, например, что зарядные станции в городе располагаются в зонах парковки и придомовых территориях, причем их большое количество размещены на газонах. Земля на газоне постоянно пачкала рукав зарядной станции и штаны и куртки пользователей. Казалось бы, малозначительный факт, но вряд ли грязь на джинсах — это то, что вы ожидаете получить, заправляя свою новенькую Теслу. И это лишь маленькая «точка трения» между инфраструктурой и пользователем, которую удалось определить в ходе проведенной работы. В итоге дизайнеры и инженеры компании предложили целую линейку станций для зарядки электромобилей с учетом выявленных особенностей.
Необходимо проанализировать все возможные сценарии использования конечного продукта. Какие точки контакта с изделием встречаются на пути потребителя? Где пользователь видит рекламу устройства и где его покупает? Является ли продукт функциональным или статусным? Как пользователь его включает и выключает? Где носит, хранит и заряжает устройство? Как он снимает с него данные?
Поняв, как люди используют похожие продукты, товары или услуги, можно найти «точку трения» в этом опыте и придумать решение проблемы. Если же создается совершенно новое устройство, то сценарий придется придумывать и тестировать.
Самый простой пример — мотоцикл. Существует несколько типов этого транспортного средства: спортивный, туристический, классический, чоппер… Основная функция любого мотоцикла — возить человека. Однако у каждого типа своя аудитория, которая предъявляет собственные требования к продукту. Что важно для покупателя спортивного байка? Конечно, агрессивный внешний вид, скоростные характеристики, мощность, маневренность и т.д. Важны ли эти характеристики для того, кто подбирает мотоцикл для дальних поездок? Вряд ли. Для этой категории на первое место выходят комфорт и безопасность. Те, кто выбирает чоппер, хотят статусности, это люди, которые уже «все успели» и хотят просто насладиться ветром свободы. Иными словами, первым нужен адреналин, вторым — утилитарная функция, а третьим — эмоция. Эти жизненные приоритеты находят отражение не только в сценарии использования мотоцикла, но и его внешнем облике, технических характеристиках и возможностях. Также эти принципы оказывают существенное влияние на позиционирование, первые точки контакта с пользователем, визуальные образы при продвижении.
Разработка технологического устройства занимает в среднем от 6 до 24 месяцев. Чтобы продукт оставался востребованным и через несколько лет, нужно точно понимать, куда движется индустрия и каковы основные перспективы технологического развития. Иначе можно оказаться в ситуации, когда выбранное решение оказывается устаревшим уже на выходе.
Разработка проводной гарнитуры компании Jawbone велась в то время, когда уже начала развиваться технология Bluetooth. Когда устройство появилось в продаже, у него уже появились беспроводные конкуренты, которым потребители и отдали предпочтение. В итоге продукт Jawbone полностью провалился на рынке.
На этом этапе также проводится конструктивный анализ конкурирующих продуктов, то есть устройств с аналогичным (полностью или частично) функционалом. Нужно выявить их сильные и слабые стороны, определить, что подлежит копированию, а что переработке.