Как создаются бюджетные спецэффекты в стиле "Матрицы": хитрости режиссера
Обсудить 0
18 лет назад на экраны вышла картина, ставшая одной из самых значимых вех в истории научно-фантастического кино. Футуристический боевик «Матрица» прогремел по всему миру с оглушительным успехом и не оставил равнодушным ни одного зрителя. Одни ругают франшизу за слабые сиквелы и откровенные проблемы с сюжетом, другие не устают восторгаться мрачным миром будущего, где людей выращивают на деревьях, а брутальные религиозные фанатики решают конфликт человечества и роботов с помощью виртуального кунг-фу.
Матрица: революция в индустрии
Фирменным знаком «Матрицы» помимо прочего стали панорамные сцены с замедленным, а то и вовсе замершим временем — так называемый эффект bullet time. Многие ошибочно полагают, что впервые он появился на экранах именно к картине братьев (а ныне сестер) Вачовски. Увы, это не так, хотя режиссеры и внесли огромный вклад в популяризацию этого приема, после чего его начали использовать во множестве картин, от комедий до мультипликационных фильмов. Несмотря на то, что многие элементы этих постановок нарисованы с помощью компьютерной графики (к примеру, летящие пули в знаменитой сцене на крыше небоскреба), сами они сняты вживую и в режиме реального времени. Но как?
Первоначально Вачовски планировали использовать для съемок круговых панорам специальную тележку с кинокамерой, которая во время съемки двигалась бы по специальным рельсам, обеспечивая плавную панораму. Но тележки ломались одна за другой, да и итоговый результат был весьма далек от совершенства. Чтобы найти выход из сложившейся ситуации, режиссеры придумали другой хитрый ход: они установили по периметру площадки, на которой снималась сцена, массив из нескольких десятков камер. Во время съемок камеры работали одновременно, снимая площадку и актеров со всевозможных ракурсов. Позже режиссеру монтажа оставалось всего лишь склеить кадры в единое, непрерывное полотно — так и родился прием комбинированной съемки в режиме bullet time.
Бюджетный аналог
Но что делать, если у вас нет бюджета голливудских режиссеров, а снять актеров в режиме «замороженного» времени все-таки хочется? Режиссер Макс Ксенда, снявший клип на песню «Самолет» группы »5'Nizza» продемонстрировал простое, зрелищное и весьма действенное решение проблемы. Вместо того, чтобы задействовать дорогостоящую аппаратуру и слоями накладывать на изображение компьютерные спецэффекты, он буквально зафиксировал в пространстве каждый объект с помощью тонких тросов, подвесив и самих музыкантов: