Как SMS-рассылка ушла в мессенджеры и что с этим делать
SMS-спам мёртв. Да здравствует SMS-спам!
Ещё не так давно в наши мобильные телефоны постоянно приходили сообщения типа «Купи гараж», «Лучшие духи по низким ценам», «Ипотека на самых выгодных условиях» и прочие «Дешевые стальные двери». Российским законотворцам, как и нам, всё это порядком надоело и поэтому 21 октября 2014 года в закон «О связи» были внесены изменения, запрещающие «рассылку по сети подвижной телефонной связи». По задумке авторов поправки, эта мера должна была остановить вездесущий спам, но он всё равно нашел лазейку.
Что было задумано Всем известно, что реклама двигатель прогресса и в беспощадной войне за клиентов все рекламные средства хороши. Поэтому вместе с широким распространением интернета и мобильной связи спам-рассылки стали одним из основных инструментов продвижения тех или иных товаров. И как бы они не раздражали и не досаждали своим потенциальным клиентам, рассылки были и остаются очень эффективными рекламными площадками.
Именно поэтому, даже после вступления в силу поправок в федеральный закон, SMS-рассылки не канули в лету, как ожидалось, а просто нашли новый путь к своим невольным слушателям — через различные мессенджеры в наших смартфонах.
Куда ушёл весь спам Аудитория таких приложений как WhatsApp, Viber, Telegram и даже Messages для iOS, имеющих привязку к номерам телефонов или электронной почте, увеличивается с каждым днем, достигая просто космических цифр в сотни миллионов пользователей. Именно поэтому, как только SMS-рассылка оказалась вне закона, спам довольно быстро перебрался в интернет.
Пример одного из многочисленных сайтов, предлагающих «законную рассылку через мессенджеры» В Сети легко можно найти компании, обеспечивающие массовые рассылки рекламной информации пользователям популярных мессенджеров. Причем делают они это, по их заверениям, на вполне легальных основаниях. Поэтому спам-рассылка становится рекламным инструментом не только сомнительных анонимных продавцов услуг вроде тех же «Дешевых дверей», но и вполне серьезных и известных компаний, таких как банк «Хоум Кредит» или ювелирный «Sunlight».
Что говорит закон При более детальном рассмотрении рассылок через мессенджеры легко можно сделать вывод о том, что закон ими всё же пренебрегается. С одной стороны, рассылка через интернет исключает какую-либо ответственность рекламодателей в рамках поправки к закону «О связи». Ведь согласно ей, незаконной является рассылка именно SMS-сообщений рекламного характера без согласия абонента. В случае же использования мессенджеров исключается сам факт «рассылки по сети подвижной телефонной связи».
С другой стороны, действия интернет-спамеров очень легко подпадают под понятие «недобросовестная реклама» и таким образом нарушают другой закон Российской Федерации — закон «О рекламе», что может также повлечь за собой штрафы. Но, к сожалению, по эффективности своего применения закон «О рекламе» на данный момент не так выигрышен по сравнению с законом «О связи», что и позволяет многочисленным спам-организациям безнаказанно продолжать свою деятельность.
И всё же бороться с этим беззаконием можно. Для этого необходимо обращаться с жалобами в государственные органы, такие как Роспотребнадзор или Федеральная Антимонопольная Служба, открыто заявлять о спам-рассылках в соц.сетях или же писать коллективные жалобы разработчикам мессенджеров.
Что делать нам Но, так как на данный момент прецедентов привлечения интернет-спаммеров к ответственности по всей строгости закона ещё не было, а коллективные жалобы задевают разработчиков приложений постольку поскольку, самым действенным и эффективным способом оградить себя от спама остается отказ от пользования приложениями без обязательной авторизации незнакомых пользователей. А взамен закидывающим вас спамом приложениям можно установить более «спокойные» мессенджеры, такие как Slack для общения с большим количеством друзей и коллег по работе или Couple для личных разговоров с близким человеком.
После прочтения этой статьи у вас, дорогие читатели, может сложиться мнение, что ситуация со спамом в мессенджерах на сегодняшний день выглядит практически беспросветно и очень печально.
Но если вы вспомните о том, каким валом засыпало наши электронные ящики непотребной рекламой всего несколько лет назад и как наши телефоны краснели от ненужных SMS до вступления в силу поправок к закону «О связи», можно легко проследить положительную тенденцию и сделать вывод о том, что интернет-спам в популярных «болталках» явление такое же временное, как и его предыдущие воплощения.
Поэтому нам, рядовым пользователем «вайберов», «телеграмов» и прочих «ватсапов» остается лишь надеяться на светлое будущее и всеми силами приближать его вместе с командами разработчиков данных приложений, искореняя спам из наших телефонов и выдворяя рекламу туда, где она будет мешать нам меньше всего — в газеты или космос. И, конечно, активно ставить «в бан» всех, кто присылает нам рекламную чушь.
Твитнуть Поделиться в Facebook Рассказать ВКонтакте