Как санкции изменили науку в России в 2022 году
Западные страны уже разорвали многие контакты с Россией, но люди науки не разделяют такие решения
Введенные в 2014 году после присоединения Крыма к России санкции западных стран, ощутимо не отразились на российской науке. Возникали сложности с поставками реактивов и оборудования, однако они преодолевались и производство некоторых из них удалось наладить внутри страны. С другой стороны, сократилось количество возможных источников финансирования. Частично эту ситуацию удалось исправить при помощи государственной поддержки в виде грантов фондов РНФ и РФФИ.
Но введенные в 2022 году санкции значительно изменили ситуацию. Теперь все может быть гораздо хуже, и неизвестно когда ситуация наладится.
Как санкции 2022 года повлияли на российскую науку
После начала специальной операции на Украине против России были введены санкции, которые повлияли и на отечественную науку. С российскими вузами перестают сотрудничать зарубежные научные учреждения, которые долгие годы тепло принимали российских ученых. Более того, выходцам из России европейские профессора отказывают в интервью на английском языке для англоязычных проектов. Все это еще месяц назад казалось немыслимым.
Германия отказалась от использования своего инструмента eROSITA на совместном с Россией аппарате «Спектр-РГ». Также страна свернула сотрудничество с нашей страной в научно-технической сфере. Но самое страшное еще не произошло: под угрозой закрытия скоро может оказаться программа Erasmus+, по которой российские студенты могут поехать учиться по обмену в зарубежные вузы. Российских студентов, обучающихся за рубежом, пока не отчисляют, однако в текущей ситуации всякое может случиться. Но есть и позитивный момент: люди науки все же умеют думать и не спешат рушить все связи с Россией.
«За последние два-три дня подавляющее число и западных, и восточных университетов очень аккуратно относятся ко всем решительным действиям. Они не хотят рушить образовательные связи с Россией, потому что для многих эти связи в том числе личные, они все-таки разделяют образование и политику и не очень заинтересованы в разрыве отношений», — отмечает директор института стран Азии и Африки МГУ Алексей Маслов.