Как российский фильм «Вызов» разделит историю мировой киноиндустрии на "до" и "после"
Снова первые
Предстоящий блокбастер Клима Шипенко «Вызов» произведет революционные изменения в сегменте космофильмов. Киносъемки на МКС проводятся впервые в истории. Такого опыта и такого вызова не было ранее ни у одной киноиндустрии мира. В 2016 году студия Lucasfilm вынашивала планы снять несколько сцен в космосе для фильма «Звездные войны: Скайуокер. Восход» — девятой части популярной франшизы. В итоге от прорывной идеи пришлось отказаться ввиду ее технической невозможности.
В сентябре 2020 года американский актер и продюсер Том Круз и режиссер Даг Лайман объявили о том, что полетят в октябре 2021-го на борту SpaceX на МКС, чтобы первыми в мире снять фильм в космосе. Но ни Круза, ни Лаймана нет в списке пассажиров туристического космического корабля Crew Dragon, который отправится на МКС до конца этого года. Да и тому, что Universal готова обеспечить бюджет в $200 млн для съемок нового проекта, нет официальных подтверждений. Идея поставлена на паузу.
Российская космонавтика и киноиндустрия опередили голливудскую команду за счет более подготовленной технической базы. Более 35 минут из общего хронометража фильма «Вызов» будет снято на реальной космической станции, куда отправились исполнительница главной роли Юлия Пересильд, режиссер Клим Шипенко и космонавт Антон Шкаплеров.
Участники первого в истории кинорейса тренировались в настоящем транспортном пилотируемом корабле «Союз МС-19». Они прошли тщательную медкомиссию и цикл тренировок в Центре подготовки космонавтов им. Ю.А. Гагарина в Звездном городке: тесты скафандров, вестибулярные и гипоксические тесты, занятия по стыковке.
Запуск с космодрома Байконур состоялся 5 октября. Пересильд и Шипенко вернутся на Землю 17 октября вместе с космонавтом Олегом Новицким, который находится на МКС с апреля 2021-го.
МКС — новый тренд
«Вызов» формирует новый производственный тренд — полеты съемочных групп на МКС. Это даст новый импульс для развития всей мировой киноиндустрии: появятся новые сюжеты, свежие режиссерские, операторские и сценарные ходы, передовые технологические решения, применимые на космической кинолокации. Режиссеры космических фильмов прибегают к работе с декорациями, а использование хромакея сводится до минимума — как правило, для съемок сцен, имитирующих открытый космос.
У Клима Шипенко уже есть значительный опыт съемок космической драмы: его «Салют-7» взял премию «Золотой орел» в номинации «Лучший фильм». В российском и зарубежном прокате картина собрала $16,7 млн при бюджете в $6,5 млн. Подготовительный период картины занял восемь месяцев — на три месяца больше времени, чем сами съемки. Художники-постановщики выстроили точную копию Центра управления полетами и Центра подготовки космонавтов, а также соорудили макеты «Салюта-7» и «Союза Т-13» в натуральную величину.
Отдельным этапом подготовки стала тренировка ощущения невесомости у актеров Владимира Вдовиченкова и Павла Деревянко, исполнявших главные роли. В самолете они десять раз подряд ощутили на себе 26 секунд свободного падения, и это была лишь часть большого курса подготовки к работе в условиях экстремальной физической нагрузки.
Механические системы тросов имитировали невесомость, а на постпродакшене их убрали, из-за чего при просмотре у зрителя возникло полное ощущение космического полета. Сначала сцены на тросах снимали с каскадерами, чтобы они составили полную последовательность движений для максимальной достоверности, а актеры затем смогли это повторить.
В космосе только девушки
Сюжет «Вызова» выглядит новаторским для космического кино. Главная героиня — врач по имени Евгения, отправленная на МКС, чтобы спасти жизнь космонавту. Для этого она должна сделать ему операцию на сердце в условиях невесомости прямо на космической станции. Другого выхода нет, поскольку сердце космонавта не выдержит нагрузок при входе в атмосферу по пути на Землю.
Евгения — обычный человек, ранее не имевший дело с космосом, как и исполняющая эту роль актриса Юлия Пересильд. По сути, на месте главной героини мог оказаться каждый из нас. На Земле у нее остается дочь подросткового возраста, на воспитание которой даже до полета не было времени из-за напряженного рабочего графика.
Клим Шипенко обращается к образу женщины-космонавта, набирающему популярность в мировом кино. Самый свежий пример успешного киновоплощения астронавтки — франко-немецкая драма «Проксима» с прекрасной Евой Грин. Ее героиня борется со своим материнским чувством, когда вынуждена оставить свою дочь на Земле под присмотром социального опекуна ради осуществления великой космической миссии. Нам показали, что покорительницы космоса — это не только смелые представители прекрасной половины человечества, но и сентиментальные матери.
Самым кассовым фильмом о женщине в космосе стал драматический триллер «Гравитация» Альфонсо Куарона с Сандрой Баллок в главной роли. При бюджете в $100 млн картина собрала в мировом прокате более $723 млн. Успешный опыт «Гравитации» позволяет дать оптимистичный прогноз на прокатные перспективы «Вызова».
Режиссеры не любят, когда их сравнивают с коллегами по цеху, но стоит отметить, что у Куарона и Шипенко много общего. Оба пришли из артхауса, оба умеют снимать как проекты с невысоким бюджетом, так и многомиллионные блокбастеры, оба способны работать в любом жанре — будь то триллер, драма или комедия — и при этом сохранять свой неповторимый авторский почерк.
Главная героиня «Гравитации», как и ее коллега из «Проксимы», переполнена материнскими чувствами к погибшей дочери. Именно они позволяют ей спастись в критической ситуации в открытом космосе. С этой точки зрения очень интересно, как драматические коллизии женского характера будут показаны в «Вызове». Так или иначе, выпуск фильма Клима Шипенко должен изменить моду для всего жанра космической фантастики. Если раньше мы пытались соответствовать мировым трендам, то теперь сами становимся трендсеттерами.
Проект «Вызов» демонстрирует миру наши технологические преимущества как в космонавтике, так и в кинопроизводстве. Но не стоит забывать о том, в чем мы всегда были сильны: российские фильмы становятся популярными в стране и за рубежом благодаря напряженному драматическому действию и качественной актерской игре. Главная задача режиссера — сделать так, чтобы даже в космосе экранное действие было таким же захватывающим, как на Земле.
Автор: Мария Лемешева