Как Россия колонизировала Северную Америку и что стало с нашими колониями
Российской империи удалось в 18 веке занять огромные пространства на территории нынешних США. Вот как это было.
С тех пор, как победа в Великой Северной войне в 1721 году сделала Россию доминирующей военной силой в Европе и побудила официально заявить о том, что ее царь Петр Великий возглавляет полноценную империю, Россия активно работала над расширением своей территории. Чтобы сделать это, Петр и его наследники поняли, что им нужно смотреть на восток — на Тихий океан и дальше, на то, что сейчас является Алеутскими островами и побережьем Аляски.
Как Россия захватила Америку
Ледяная, туманная и штормовая погода в северной части Тихого океана не помешала российским промышленникам, занимающимся торговлей мехом, финансировать путешествия на Аляску после того, как высокий спрос истощил запасы шкурок морской выдры и других мехов в Сибири. Более 40 торговцев спонсировали новые экспедиции в период с 1740 по 1800 год, а трапперы возвращались, нагруженные шкурами морских выдр и морских котиков.
Эти прибыльные предприятия усилили интерес России к созданию баз на Аляске для поддержания своих территориальных претензий и поддержки экспедиций по охоте на пушнину. Действительно, именно известный сибирский купец и мехоторговец по имени Григорий Иванович Шелихов в конечном итоге основал первое постоянное российское поселение на Аляске, в Бухте Трёх Святителей на острове Кадьяк, в 1784 году.
Шелихов изложил свою колониальную философию в письме одному из своих помощников два года спустя, поручив последнему «подчинить» коренное население, которое он назвал распущенным, своевольным и ленивым. Отношения между российскими колонизаторами и коренным населением были нестабильными. В то время как местные общины торговали с русскими купцами, они также яростно сопротивлялись русским людям на их землях и обращению в свою веру.
Шелихов, который вернулся в Санкт-Петербург, чтобы получить похвалу и почести от Екатерины Великой, назначил Александра Баранова управлять своими новыми торговыми предприятиями на Аляске в его отсутствие. Сначала в качестве представителя Шелихова, а затем в качестве первого директора имперской Российско-американской компании (РАК) — фактического правителя новой колонии — Баранов перенес российскую базу на Аляске в Павловскую гавань (позже переименованную в Кадьяк) и основал новые поселения.
У него была новая, более масштабная миссия: он отвечал не только за поддержание прибыльной торговли мехами, но и за установление российского политического и религиозного господства в регионе. Он привез крепостных с материковой части России, чтобы основать фермы в Якутате, построил крепости, открыл лесопилки и кожевенные заводы и начал разрабатывать запасы угля и железной руды.
Тем не менее, русская община Аляски изо всех сил боролась за выживание. Условия жизни были ужасными, так что даже русским людям жизнь тут давалась с трудом. Еды у колонистов тоже было мало. Тогда один из русских авантюристов — Николай Резанов — купил корабль у американских торговцев и отправился в плавание на поиски провизии для своих соотечественников. Он был заинтересован в выживании и расширении колонии: он не только был ярым российским империалистом, но и его первой женой была дочь Григория Шелихова Анна, что сделало его акционером нового государственного предприятия. Поэтому, когда он направился на юг, к испанским поселениям в Калифорнии, он не просто искал припасы. Он искал новые возможности.
Он вернулся с триумфом, успешно оспорив испанский запрет на торговлю с иностранцами и обменяв инструменты российского производства на пшеницу и другие продукты питания. Резанов пошел дальше, чем кто-либо ожидал: он женился на дочери-подростке испанского губернатора и получил предварительное одобрение на официальные торговые отношения между Сан-Франциско и другими испанскими поселениями и российской колонией.
Резанов призвал РАК к дальнейшему расширению. К северу от испанских поселений в Калифорнии, сказал он своим российским коллегам, он наткнулся на земли, которые тогда были невостребованы и не заселены другими европейскими державами. Он заявил, что эти земли будут российскими. Хотя Резанов умер на обратном пути в Санкт-Петербург, Баранов прислушался к его совету. В 1812 году он основал Форт Росс, на территории нынешнего округа Сонома, как самый южный форпост России в Северной Америке.
Но обслуживание территорий оказалось слишком дорогим, а популяция морских выдр из-за деятельности российских купцов стала сокращаться. В итоге в 1862 году царь отказался от экспансии в Северной Америке, а несколько лет спустя Россия продала почти свои земельные владения на Аляске Соединенным Штатам за 7,2 миллиона долларов.